Стратегия работы с одарёнными детьми
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Сарапулова Татьяна Борисовна, преподаватель русского языка и литературы,

Жукова Елена Николаевна, преподаватель истории и обществоведения

государственного учреждения образования «Средняя школа №33 г. Могилёва»

 

  В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Необходимо целенаправленное выявление и обучение одарённых детей, так как оно способствует формирова­нию будущего нации.

 Именно системный подход  к обучению и воспитанию одарённых учащихся, своевременная диагностика их способностей, профессионализм учи­теля, способного работать с талантливыми учениками, - всё это приведёт к эф­фективной организации работы с обозначенной категорией детей.

Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.       

Методы и формы работы учителя должны способствовать решению вы­шеназванной задачи.

В работе с одарёнными детьми можно применять следующие методы: исследовательский, поисковый, проблемный.

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми в рамках отдельного урока  направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы.  

Среди  форм внеурочной работы  большое значение в развитии детей имеет проведение предметных олимпиад. Именно в это время происходят пер­вые самостоятельные открытия. Реализованные возможности развивают ре­бёнка, стимулируют его интерес к наукам.       

Таким образом, для того, чтобы потенциал одарённого ребёнка раскрылся полностью, необходимо и дальше вести ежедневную, кропотливую индивиду­альную работу как на уроке, так и во внеурочное время.

Задания поискового характера в процессе обучения

Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремле­ния и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой деятельности), проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследователь­скую деятельность учащихся в ходе анализа изучаемых (исследуемых) явлений.

Существенными признаками заданий поискового характера явля­ются следующие: 1) выполнение их без непосредственного участия учителя (проблемные задачи) или с частичной «подсказкой» с его стороны (задания ча­стично-поискового характера); 2) открытие учащимися в процессе выполнения заданий новых знаний или новых способов добывания этих знаний.

Таким образом, выполняя эти задания, учащиеся оказываются в но­вой ситуации, перед новой проблемой, и, естественно, испытывают определен­ные затруднения, разрешая проблему. Творчество учащихся заключается в умении ориентироваться в этой новой ситуации, разрешить проблему – отве­тить на вопрос задания.

Структура задания поискового характера может быть представлена следующим образом: условия задания – факты, в которых содержится опреде­ленная проблема, вопросы задания, направленные на исследование данных язы­ковых фактов. Проблема может быть сформулирована в вопросах задания или вопросы направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В последнем случае, более сложном, формулировать проблему пред­стоит самим учащимся.

Некоторые правила по формированию у учащихся навыков исследо­вательской деятельности

- Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими про­явлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

- Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

- Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

- Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите спо­собности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

- Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям дей­ствовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

- Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных осуждений и учите детей поступать так же.

- Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными ба­зовыми навыками и знаниями, помогайте им освоить новое.

- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно.

- Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассо­циативные цепочки.

- Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам ориги­нального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

- Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении исследова­тельских задач.

- Помогайте детям научиться управлять процессом собственного иссле­дования.

26.05.2014, 22:12
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 623 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar