Стратегия работы с одарёнными детьми
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве |
Сарапулова Татьяна Борисовна, преподаватель русского языка и литературы, Жукова Елена Николаевна, преподаватель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Средняя школа №33 г. Могилёва»
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Необходимо целенаправленное выявление и обучение одарённых детей, так как оно способствует формированию будущего нации. Именно системный подход к обучению и воспитанию одарённых учащихся, своевременная диагностика их способностей, профессионализм учителя, способного работать с талантливыми учениками, - всё это приведёт к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению вышеназванной задачи. В работе с одарёнными детьми можно применять следующие методы: исследовательский, поисковый, проблемный. Формы и приёмы работы с одарёнными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Среди форм внеурочной работы большое значение в развитии детей имеет проведение предметных олимпиад. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют его интерес к наукам. Таким образом, для того, чтобы потенциал одарённого ребёнка раскрылся полностью, необходимо и дальше вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу как на уроке, так и во внеурочное время. Задания поискового характера в процессе обучения Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой деятельности), проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение заданий поискового характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся в ходе анализа изучаемых (исследуемых) явлений. Существенными признаками заданий поискового характера являются следующие: 1) выполнение их без непосредственного участия учителя (проблемные задачи) или с частичной «подсказкой» с его стороны (задания частично-поискового характера); 2) открытие учащимися в процессе выполнения заданий новых знаний или новых способов добывания этих знаний. Таким образом, выполняя эти задания, учащиеся оказываются в новой ситуации, перед новой проблемой, и, естественно, испытывают определенные затруднения, разрешая проблему. Творчество учащихся заключается в умении ориентироваться в этой новой ситуации, разрешить проблему – ответить на вопрос задания. Структура задания поискового характера может быть представлена следующим образом: условия задания – факты, в которых содержится определенная проблема, вопросы задания, направленные на исследование данных языковых фактов. Проблема может быть сформулирована в вопросах задания или вопросы направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В последнем случае, более сложном, формулировать проблему предстоит самим учащимся. Некоторые правила по формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности - Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями. - Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. - Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат. - Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде. - Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. - Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных осуждений и учите детей поступать так же. - Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им освоить новое. - Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. - Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки. - Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. - Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении исследовательских задач. - Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования. |
26.05.2014,
22:12 Рейтинг: 0.0/0
| |
Просмотров: 1465 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev |
Всего комментариев: 0 | |