Стратегия работы с одаренными учащимися через организацию научно-исследовательской деятельности
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Егорова Ольга Валерьевна, учитель химии 
ГУО «Средняя школа № 27 г. Могилева»

Оптимальное построение процесса обучения учащихся с повышенными учебными возможностями предполагает, что учителя будут наиболее полно учитывать особенности учебно-познавательной деятельности, постоянно держать их в поле зрения, оказывать своевременную помощь и тем самым содействовать развитию способностей этих учеников.

Определенную помощь в этом может оказать знание учебных возможностей данной категории учащихся. Ученики с повышенной успеваемостью имеют благоприятные морально-психологические возможности для активной учебной деятельности [3]. Эти возможности позволяют сделать эту деятельность большей по объему и интенсивности. И здесь важно найти оптимальную меру трудности обучения.

При оптимальном планировании образовательного процесса этой группы учащихся необходимо:

  • конкретизировать задачи их обучения и воспитания; при этом здесь необходимо сделать следующие акценты – полнее удовлетворять запросы в углубленном изучении предметов, создавать условия для удовлетворенияих разносторонних познавательных интересов и одновременно для развития способностей, обеспечить возможности для более широкого проявления творческих возможностей, предупреждать у них развитие переоценки своих возможностей и лени.
  • спроектировать процесс обучения, а именно конкретизировать отбор содержания, выбрать  формы и методы преподавания и самостоятельной учебной деятельности школьников.

В работе с одаренными учащимися применимыиндивидуальные и групповые формы обучения [1]. Особое значение приобретают факультативные занятия и занятие научно-исследовательской деятельностью, которые дают возможность углубить знания и умения по конкретным учебным предметам, удовлетворить интерес школьника в определенной сфере деятельности.

Этим школьникам необходимо предоставлять большую самостоятельность в решении учебно-познавательных задач, в расширении исследовательского подхода к усвоению знаний, умений и навыков.

Методы контроля должны носить стимулирующий характер.

Одним из продуктивных способов развития одаренности является вовлечение данной категории учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Данный вид деятельность может стать тем средством, которое способствует развитию ученика, поможет развить у ребенка умение учиться, сформирует его модель мира.

В нашей школе реализация данного вида деятельности осуществляется на базе функционирования научного общества учащихся «Гармония» [2].

Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Гармония”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

 Особенность работы НОУ - соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской деятельностью, добровольность выбора области и темы исследования, максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования. Все это позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития.

Работа в НОУ имеет для учащихся школы свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, поиска информации в Internet. НОУ способствует формированию у учащихся таких компетенций, как

– учебно-познавательная;

– информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать информацию, сохранять её при помощи реальных объектов: факс, компьютер, принтер, сканер, модем, магнитофон – и информационных технологий: аудио- и видеозапись, электронная почта, интернет, СМИ);

– коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение быть толерантным, презентовать себя и т.д.);

– компетенция личностного самосовершенствования.

У учащихся появляется возможность опубликовать работы в СМИ.

Учащиеся имеют возможность представить свои работы для участия в городских, областных, международных конкурсах.

Работая под руководством научных консультантов (преподаватели вузов), учащиеся имеют возможность познакомиться с вузами города, выбрать свой профессиональный путь.

Исследовательские работы, выполненные учащимися, становятся частью научно-методического обеспечения школы, с ними можно познакомиться.

В течении всего учебного года с ребятами, являющимися участниками НОУ «Гармония», проводится работа(согласно плану работы НОУ, утвержденному на начало учебного года) по следующим направлениям:

  • познавательно-коммуникативное (сотрудничество с библиотеками и музеями города, консультативная поддержка учителями информатики и психологами, проведение коррекционных занятий с членами НОУ по формированию у них коммуникативных умений, а также проведение тренинговых занятий для педагогов по вопросам развития интеллектуального потенциала учащихся);
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • творческая деятельность (выпуск газеты «Эрудит», подготовка и проведение научно-практической конференции, участие в конкурсах НИР по учебным предметам, организация школьных викторин, выставок и др.).

В организации исследовательской работы в школе существует преемственность, что даёт возможность видеть перспективу развития данного вида деятельности.

Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют заседания научного общества, на которых старшеклассники делятся опытом написания и оформления работ, опытом публичных выступлений на конкурсах.

О продуктивности работы НОУ судят по результативности выступления его воспитанников на конкурсах. Если брать работы только естественнонаучного и обществоведческого направлений, то в период с 2008 г. наши ребята ежегодно занимают призовые места на конкурсах НИР учащихся:

Учебный год

Результативность участия в конкурсах

Ф.И.

учащегося

Научный руководитель

2008/2009

Диплом III степени областного конкурса научных эколого-биологических работ, I степени районного конкурса, II степени областного конкурса НИР школьников «Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка»

Торбунова Александра

Егорова О.В.

2009/2010

Диплом III степени областной конкурс научных эколого-биологических работ «Исследование микрофлоры кожи рук младших школьников»

Торбунова Александра

Смородская Т.П.

2010/2011

Диплом III степени XV Республиканский конкурс исследовательских работ «Иссле-дование технологических параметров на сохранность пробиотиков в молоке питьевом»

Диплом II степени областной конкурс научных биолого- экологических работ

« Исследование возможностей развития бифидобактерий в молочной сыворотке»

Гарбузова Нелли10 «Б»

 

 

 

 

Гарбузова Нелли10 «Б»

Смородская Т.П.

 

 

 

 

Смородская Т.П.

2011/2012

Диплом I степени областной конкурс научных эколого-биологических работ

«Исследование возможности применения биолюминисцентных приборов для микробиологического контроля КМАФАнМ молока сырого без предварительной обработки образцов»

Диплом II степени областной конкус научно-исследовательских работ «Исследование возможности применения биолюминисцентных приборов для микробиологического контроля КМАФАнМ молока сырого без предварительной обработки образцов»

Диплом I степени районного и III степени областного конкурса НИР школьников «Экологический аспект деятельности могилевских губернаторов»

Гарбузова Нелли

11 «Б»

  

 

 

Гарбузова Нелли

11 «Б»

 

 

Кундалева Валерия

 

Смородская Т.П.

 

 

 

 

 Смородская Т.П.

 

 

 

Сулимова Е.В.

2012/2013

Диплом II степени областного конкурса научных эколого-биологических работ, I степени районного конкурса НИР «Исследование влияния температурных режимов на степень разрушения витамина С»

Королева Кристина

10 «А»

Шилко Е.М.

Егорова О.В.

2013/2014

Диплом III степени областной конкурс научных биолого- экологических работ

«Изучение влияния бактерицидной активности комнатных растений на микрофлору воздуха»

Никитина Валерия

 8 «А»

Смородская Т.П.

 

Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. –М.: Педагогика, 1977. – с. 226 – 241.
  2. Положение о научном обществе учащихся «Гармония»
  3. Ридецкая О.Г.Психология одаренности: Учебно-практическое пособие – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – с. 81 – 96.
26.05.2014, 20:11
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 1483 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar