Стратегия работы с одаренными учащимися через организацию научно-исследовательской деятельности
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве |
Егорова Ольга Валерьевна, учитель химии Оптимальное построение процесса обучения учащихся с повышенными учебными возможностями предполагает, что учителя будут наиболее полно учитывать особенности учебно-познавательной деятельности, постоянно держать их в поле зрения, оказывать своевременную помощь и тем самым содействовать развитию способностей этих учеников. Определенную помощь в этом может оказать знание учебных возможностей данной категории учащихся. Ученики с повышенной успеваемостью имеют благоприятные морально-психологические возможности для активной учебной деятельности [3]. Эти возможности позволяют сделать эту деятельность большей по объему и интенсивности. И здесь важно найти оптимальную меру трудности обучения. При оптимальном планировании образовательного процесса этой группы учащихся необходимо:
В работе с одаренными учащимися применимыиндивидуальные и групповые формы обучения [1]. Особое значение приобретают факультативные занятия и занятие научно-исследовательской деятельностью, которые дают возможность углубить знания и умения по конкретным учебным предметам, удовлетворить интерес школьника в определенной сфере деятельности. Этим школьникам необходимо предоставлять большую самостоятельность в решении учебно-познавательных задач, в расширении исследовательского подхода к усвоению знаний, умений и навыков. Методы контроля должны носить стимулирующий характер. Одним из продуктивных способов развития одаренности является вовлечение данной категории учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Данный вид деятельность может стать тем средством, которое способствует развитию ученика, поможет развить у ребенка умение учиться, сформирует его модель мира. В нашей школе реализация данного вида деятельности осуществляется на базе функционирования научного общества учащихся «Гармония» [2]. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ "Гармония”. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Особенность работы НОУ - соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской деятельностью, добровольность выбора области и темы исследования, максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования. Все это позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития. Работа в НОУ имеет для учащихся школы свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, поиска информации в Internet. НОУ способствует формированию у учащихся таких компетенций, как – учебно-познавательная; – информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать информацию, сохранять её при помощи реальных объектов: факс, компьютер, принтер, сканер, модем, магнитофон – и информационных технологий: аудио- и видеозапись, электронная почта, интернет, СМИ); – коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение быть толерантным, презентовать себя и т.д.); – компетенция личностного самосовершенствования. У учащихся появляется возможность опубликовать работы в СМИ. Учащиеся имеют возможность представить свои работы для участия в городских, областных, международных конкурсах. Работая под руководством научных консультантов (преподаватели вузов), учащиеся имеют возможность познакомиться с вузами города, выбрать свой профессиональный путь. Исследовательские работы, выполненные учащимися, становятся частью научно-методического обеспечения школы, с ними можно познакомиться. В течении всего учебного года с ребятами, являющимися участниками НОУ «Гармония», проводится работа(согласно плану работы НОУ, утвержденному на начало учебного года) по следующим направлениям:
В организации исследовательской работы в школе существует преемственность, что даёт возможность видеть перспективу развития данного вида деятельности. Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют заседания научного общества, на которых старшеклассники делятся опытом написания и оформления работ, опытом публичных выступлений на конкурсах. О продуктивности работы НОУ судят по результативности выступления его воспитанников на конкурсах. Если брать работы только естественнонаучного и обществоведческого направлений, то в период с 2008 г. наши ребята ежегодно занимают призовые места на конкурсах НИР учащихся:
Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе в рамках НОУ позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей. Список литературы
|
26.05.2014,
20:11 Рейтинг: 0.0/0
| |
Просмотров: 1483 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev |
Всего комментариев: 0 | |