Стратегия работы с одаренными детьми
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Лацапнёва Татьяна Григорьевнаучитель математики

ГУО «Средняя школа №22 г. Могилёва»

Хочется начать со слов Антуана де Сент-Экзюпери:

 « Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то…»

Впервые я встречаюсь со своими учениками в 5 классе, и главной своей задачей на первом этапе ставлю выявление учащихся с высокой степенью креативности. Обычно высокая степень креативности сочетается с высоким уровнем интеллекта, высокой и продолжительной творческой активностью.

Эта сложная задача, решается как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности учащегося.

При работе с такими детьми учитываю следующие принципы:

·        у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня    

интеллектуальных возможностей стараюсь развивать их креативные  

качества;

·        создаю условия для развития всех личностных качеств в целом;

·        соотношу учебные и индивидуальные способности ребенка.

Работаю с учащимися, как на уроке, так и на факультативных и стимулирующих занятиях. Сотрудничество в учебной деятельности – мой выбор организации работы с одаренными учащимися. Такое сотрудничество определяется созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

 В своей работе использую следующие положения: опережающее обучение через стимуляцию индивидуально-исследовательского интереса, стимуляция группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.

В начале учебного года разрабатываю план работы с одаренными учащимися. По опыту знаю, что программный материал такие ребята должны знать очень хорошо, поэтому мы изучаем его с опережением. Дозированно ввожу задания на новую тему на уроках в качестве дополнительных заданий. К моменту, когда весь класс подходит к изучению данной темы, учащимся уже понятны многие нюансы. Поэтому время уроков использую для углубления  изучаемого материала. Учащиеся на уроке получают задания повышенной сложности. На стимулирующих занятиях практикую решение задач на одну тему, усложняя задания от варианта к варианту. Такая работа позволяет рассмотреть вопрос с разных сторон, увидеть и оценить методы решения. На занятиях  акцентирую внимание на приемах, на подходах к решению. Большое внимание уделяю отработке навыков устного счета, приемах быстрого счета.

В практике работы существует и иной подход к делу: рассматриваем различные способы решения одной и той же задачи. Это приучает к гибкости мышления.  На занятиях практикуется и коллективное решение задач, что развивает умение слушать и слышать товарища, критически осмысливать предложения по решению, задавать вопросы. Умение задавать вопросы отрабатывается и на уроке. По разработанным совместно с учениками правилам отметка за ответ у доски ставится с учетом ответов на три вопроса от одноклассников. Темы вопросов обсуждаются заранее (иногда их подготовка является частью домашнего задания): это могут быть вопросы по изучаемой теме или по теме сопутствующего повторения.

На занятиях стараюсь придерживаться следующих правил:

  • создавать ситуации незавершенности;
  • поднимать вопросы,
  • использовать различные виды мышления;
  • использовать отметку для анализа ответов, а не для награды или  осуждения;
  • обеспечивать атмосферу понимания,
  • стимулировать ответственность и независимость;
  • акцентировать внимание родителей к интересам детей.

Важным условием становления индивидуальности ученика в процессе обучения считаю создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребенку совершить осознанный и желанный выбор, я помогаю ему формировать свою неповторимость. Ситуация выбора – это этап урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности, индивидуальности.

Алгоритм действий по построению ситуаций выбора:

·        Цели и задачи применения ситуации выбора

·        Определение этапов урока, для создания ситуации выбора

·        Выявление содержания учебного материала, при изучении которого следует применить ситуации выбора

·        Разработка определенного множества вариантов заданий для свободы выбора

·        Продумывание всех деталей эффективного использования свободы выбора (критерии оценки, время, степень свободы)

·        Включение свободы выбора в план урока

·        Определение в ходе урока оптимального момента для создания свободы выбора

·        Реализация своего плана

·        Анализ и оценка эффективности проделанной работы.

Способность разумно действовать в свободе выбора развивается постепенно. Мои задачи: формирование у учащихся умение успешно делать выбор, принимать самостоятельно решения. Необходимо создавать свободу выбора не от случая к случаю, а сделать ее неотъемлемой частью большинства учебных занятий. Такую работу необходимо проводить не от случая к случаю, а сделать ее неотъемлемой частью большинства учебных занятий.

При подготовке учащихся к предметной олимпиаде, конкурсу использую копилку задач, систематизированных по темам и уровню сложности. Эта копилка активно пополняется. Продуктивным считаю разбор готовых авторских решений задач.

Конечно, мотивированные учащиеся обладают большим багажом знаний. Но сегодня этого уже недостаточно. Необходимо умение творчески подойти к решению любой проблемной задачи. Интеллект в большей степени зависит от наследственных факторов, а креативность – от средовых. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если внимание в равной степени уделяется как формированию разнообразных навыков, так и развитию творческих способностей.

Работа по подготовке к олимпиаде ведется систематически. Считаю важным в подготовке развитие навыков общения, коммуникабельности, ведь эти навыки помогают обрести умение отстоять свою позицию, предпринять шаги по её воплощению. С этой целью ребята участвуют в предметных неделях математики, в проведении дня науки  как организаторы конкурсов и соавторы сценария таких математических праздников.

Хочется поспорить Маленьким Принцем Антуана де Сент-Экзюпери, который  говорил: « Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то» Ведь это не совсем так:  твердой становится только обожжённая глина. А вот необожженная глина, орошенная водой, снова становится податливой. Думаю, что работа учителя очень ответственна: не обжечь, чтобы пробудить уснувшего музыканта…

26.05.2014, 19:16
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 513 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar