Стратегия работы с одаренными детьми
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве |
Акулич Елена Николаевна, учитель трудового обучения, ГУО «Средняя школа №40, г. Могилева» Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной деятельности постепенно трансформируется в реальную практическую потребность. «Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека [2,59]. В современном образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения, особенно с детьми с высоким уровнем развития. На сегодняшний день многие психологи признают, что характер развития одаренности - это результат сложного взаимодействия многих факторов: наследственности (природных задатков), социальной среды, которая осваивается разнообразной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой), а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В настоящее время общество ставит перед педагогами задачи всестороннего развития детей. Дети должны не только и не столько получать знания, сколько уметь находить их, применять в различных жизненных ситуациях, уметь жить в обществе: общаться не только со своими сверстниками в школе, но и отстаивать свое мнение и позицию в различных жизненных ситуациях[1,10]. Многое в плане развития дает учащимся занятие проектной и исследовательской деятельностью. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. Можно выделить отличительные особенности одаренных детей: 1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда. Одаренных детей условно можно разделить на следующие категории: 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства. 3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Залогом успешной работы с одаренными детьми должен стать системный подход к её организации [3, 26]. Система работы с одаренными детьми включает в себя три основных направления, которые тесно взаимосвязаны:
Выявление одаренности ведется через:
Методическая системы работы с одаренными детьми должна постоянно совершенствоваться. Учитель должен быть:
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся. Очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. При организации работы с одаренными детьми необходимо выработать определенную стратегию, руководствоваться принципами работы с одаренными детьми, продумать и организовать различные формы работы. Работа с одаренными детьми строиться на принципах:
Формы работы с одаренными учащимися.
Список литературы
|
26.05.2014,
22:18 Рейтинг: 0.0/0
| |
Просмотров: 2022 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev |
Всего комментариев: 0 | |