Стратегия работы с одаренными детьми
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Акулич Елена Николаевна, учитель трудового обучения,

 ГУО «Средняя школа №40, г. Могилева»

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в  жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной деятельности постепенно трансформируется в реальную практическую потребность. «Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в  которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия  не для человечества, а для данного маленького человека [2,59].

В современном образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения, особенно с детьми с высоким уровнем развития.

На сегодняшний день многие психологи признают, что характер развития одаренности - это результат сложного взаимодействия многих факторов: наследственности (природных задатков), социальной среды, которая осваивается разнообразной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой), а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В настоящее время общество ставит перед педагогами задачи всестороннего развития детей. Дети должны не только  и не столько получать знания, сколько уметь находить их, применять в различных жизненных ситуациях, уметь жить в обществе: общаться не только со своими сверстниками в школе, но и отстаивать свое мнение и позицию в различных жизненных ситуациях[1,10].

Многое в плане развития дает учащимся занятие проектной и исследовательской деятельностью.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

 Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

 Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

Можно выделить отличительные особенности одаренных детей:

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Одаренных детей условно можно разделить на следующие категории:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3. Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. 

Залогом успешной работы с одаренными детьми должен стать системный подход к её организации [3, 26]. Система работы с одаренными детьми включает в себя три основных направления, которые тесно взаимосвязаны:

  1. Выявление одаренности.
  2. Совершенствование научно-методического уровня педагогов.
  3. Организация работы с одаренными детьми.

Выявление одаренности ведется через:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • оценивание поведения детей учителями, родителями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, сочинений, технических моделей, проектов, спортивных результатов и т.д.);
  • организацию различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.д.;
  • проведение психофизического исследования с использованием различных психометрических методик.

Методическая системы работы с одаренными детьми должна постоянно совершенствоваться.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

Очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

        При организации работы с одаренными детьми необходимо выработать определенную стратегию, руководствоваться принципами работы с одаренными детьми, продумать и организовать различные формы работы.

Работа с одаренными детьми строиться на принципах:

  • дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  • опережающего и развивающего обучения;
  • максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • комфортности в любой деятельности
  • возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
  • усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • предметные олимпиады;
  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • участие в региональных, республиканских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях;
  • интеллектуальный марафон или интеллектуальные соревнования;
  • профильные лагеря, профильные (творческие) смены, учебно-тренировочные сборы, научно-исследовательские экспедиции;
  • научные общества учащихся и других интеллектуальные объединения молодежи;
  • работа с преподавателями ВУЗов и НИИ (а также их учебно-методической базы) по различным предметным направлениям
  • работа по индивидуальным планам.

Список литературы

  1. Воровщиков, С.Г., Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать/ С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. – М.: 5 за знания, 2006.- 120с.
  2. Громова, Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников/ Т.В. Громова //Практика административной работы в школе.-2006.- №6.-С.59-65.
  3. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ М.В. Степанова. – СПб.: КАРО, 2006.- 116с.
26.05.2014, 22:18
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 873 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar