Специфика организации и содержание исследовательской деятельности в начальной школе
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Цыбульская Зинаида Николаевна

учитель начальных классов

государственного учреждения образования

 «Средняя школа №15 г. Могилева»

 

Иногда можно слышать мнения педагогов о том, как трудно становиться работать в школе. Одной из трудностей, которую называют педагоги, это то, что изменился сам ученик. Он стал более осведомленным, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребенка в семье [2, с. 4].

В младшем школьном возрасте способны к усвоению сложных умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о резерве детского интеллекта. Иногда их рассуждения, ответы на вопросы взрослого свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости. Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям. Их отношение к миру  в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности.

Учитель, работающий с младшими школьниками, должен помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и привычку к умственной деятельности, в подростковом возрасте сформировать привычку работать достаточно сложно, если она не была сформирована в начальной школе. В формировании привычки и потребности к умственной деятельности важную роль играет исследовательская деятельность, которая прочно вошла в педагогическую в мою практику учителей начальных классов нашей школы. Исследовательская деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-исследования дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является исследовательская деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит такие уроки можно считать здоровьесберегающими [1, с.449]. В рамках исследовательской деятельности создаются предпосылки развития у учащихся предметных, а также общих умений и навыков.

В ходе  исследовательской деятельности учащиеся учатся ставить учебные задачи, формулировать тему, предмет исследования, учатся определять цели и задачи исследовательской работы, учатся выбирать наиболее удачные способы достижения цели, планировать свою деятельность, развивают умения сравнивать, обобщать, анализировать деятельность и ее результаты, развивают исследовательские умения, учатся оценивать результаты своей деятельности и самого себя [3 с.118].

Исследование в целом складывается из трех этапов: замысел — реализация — рефлексия. Замысел, чаще всего, это проблема — научная, практическая, социальная. Ключевые слова этого этапа — хочу знать. Реализация — это создание проекта. Рефлексия позволяет не только соотнести замысел и результат его претворения в жизнь, но и выявить способы проектной деятельности, которые использовал автор.

Тему  исследования выбирает сам ученик либо ее предлагает учитель,  но она должна быть близка и понятна детям, находиться в зоне их ближайшего развития. Результаты исследовательской деятельности могут приобретать различные формы: газета, журнал, альбом, сценарий праздника, проект  и тд.

Этапы работы над исследованием [3 с. 120]

Учитель

Учащиеся

1-й этап—погружение в тему

Формулирует

Осуществляют

1) проблему

1) личностное присвоение проблемы

2) сюжетную ситуацию

2) вживание в ситуацию

3) цель и задачи исследовательской деятельности

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2-й этап—организация деятельности

Организует деятельность —предлагает:

Осуществляют

4) организовать группы

4) разбивку на группы

5) распределить роли в группах

5) распределение ролей в группе

6) спланировать деятельность по решению задач

6) планирование работы

7) возможные формы презентации

7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3-й этап—осуществление деятельности

Не участвует, но

Работают активно и самостоятельно

8) консультирует учащихся по необходимости

8) каждый соответственно со своей ролью и сообща

9) ненавязчиво контролирует

9) консультируются по необходимости

10) представляет информацию, дает новые знания, когда у учащихся возникает необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) репетирует с учащимися предстоящую презентацию результатов

11) подготавливают презентацию результатов

4-й этап - презентация

Принимает отчет

Демонстрируют

12) обобщает и резюмирует полученные результаты

12) понимание учебной проблемы, цели и задач

13) подводит итоги обучения

13) умение планировать и осуществлять работу

14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свою позицию и т.д.

14) найденный способ решения проблемы, дают взаимооценку деятельности и ее результатов

15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат

15) рефлексию деятельности и результата

Какую бы тему ни исследовали ученики, главное, что в процессе этой деятельности они учатся думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, определять проблему и находить пути ее решения.

В нашей школе стало традицией проведение научно-практической конференции в два этапа. В феврале текущего учебного года прошла конференция  «Я – исследователь» для учащихся 3-4 классов. Тематика исследований учащихся разнообразна: «Квилинг или волшебные завитки», «Проблемы вымирания динозавров», «Удивительный мир кошек», «Да здравствует мыло душистое», «Волосы». Учащиеся 1-2 классов представили свои работы в апреле на конкурсе исследовательских и творческих работ «На виду у всех». Лучшими были работы «Каша – пища наша», «Так растет наш лук, ребята». Уже в течение нескольких лет учителями нашей школы практикуется представление лучших  работ на родительских собраниях. Таким образом, в исследовательскую деятельность младших школьников включается вся семья. Совместно с родителями учащиеся ставят эксперименты, взращивают лук, проращивают семена, ведут наблюдение. Именно по этой причине, на конференциях присутствует учащиеся вместе со своими родителями. Конференция превратилась в школьный и семейный праздник, который позволил вывести исследовательскую работу младших школьников на качественно новый уровень.

Мне кажется, что приобретённые умения помогут сегодняшним ученикам в будущем решать глобальные проблемы, предупреждать катастрофы и сложные природные ситуации, добиваться высоких результатов в науке, осуществлять грандиозные проекты.

 

Список литературы

1. Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования. Международная научно-практическая конференция/ под ред. Г. И. Николаенко—Минск АПО,2008.

2. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми./ авт.-сост. И. И. Семененя.—3.е изд.—Мозырь: Содействие, 2008.

3. Снопкова Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие –Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010.

26.05.2014, 19:20
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 684 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar