Специфика организации и содержание исследовательской деятельности в начальной школе
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве |
Цыбульская Зинаида Николаевна учитель начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа №15 г. Могилева»
Иногда можно слышать мнения педагогов о том, как трудно становиться работать в школе. Одной из трудностей, которую называют педагоги, это то, что изменился сам ученик. Он стал более осведомленным, раскованным, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания ребенка в семье [2, с. 4]. В младшем школьном возрасте способны к усвоению сложных умственных навыков: счета, чтения, что свидетельствует о резерве детского интеллекта. Иногда их рассуждения, ответы на вопросы взрослого свидетельствуют о достаточно высокой умственной и нравственной зрелости. Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям. Их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. Учитель, работающий с младшими школьниками, должен помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и привычку к умственной деятельности, в подростковом возрасте сформировать привычку работать достаточно сложно, если она не была сформирована в начальной школе. В формировании привычки и потребности к умственной деятельности важную роль играет исследовательская деятельность, которая прочно вошла в педагогическую в мою практику учителей начальных классов нашей школы. Исследовательская деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-исследования дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является исследовательская деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит такие уроки можно считать здоровьесберегающими [1, с.449]. В рамках исследовательской деятельности создаются предпосылки развития у учащихся предметных, а также общих умений и навыков. В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся ставить учебные задачи, формулировать тему, предмет исследования, учатся определять цели и задачи исследовательской работы, учатся выбирать наиболее удачные способы достижения цели, планировать свою деятельность, развивают умения сравнивать, обобщать, анализировать деятельность и ее результаты, развивают исследовательские умения, учатся оценивать результаты своей деятельности и самого себя [3 с.118]. Исследование в целом складывается из трех этапов: замысел — реализация — рефлексия. Замысел, чаще всего, это проблема — научная, практическая, социальная. Ключевые слова этого этапа — хочу знать. Реализация — это создание проекта. Рефлексия позволяет не только соотнести замысел и результат его претворения в жизнь, но и выявить способы проектной деятельности, которые использовал автор. Тему исследования выбирает сам ученик либо ее предлагает учитель, но она должна быть близка и понятна детям, находиться в зоне их ближайшего развития. Результаты исследовательской деятельности могут приобретать различные формы: газета, журнал, альбом, сценарий праздника, проект и тд. Этапы работы над исследованием [3 с. 120]
Какую бы тему ни исследовали ученики, главное, что в процессе этой деятельности они учатся думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, определять проблему и находить пути ее решения. В нашей школе стало традицией проведение научно-практической конференции в два этапа. В феврале текущего учебного года прошла конференция «Я – исследователь» для учащихся 3-4 классов. Тематика исследований учащихся разнообразна: «Квилинг или волшебные завитки», «Проблемы вымирания динозавров», «Удивительный мир кошек», «Да здравствует мыло душистое», «Волосы». Учащиеся 1-2 классов представили свои работы в апреле на конкурсе исследовательских и творческих работ «На виду у всех». Лучшими были работы «Каша – пища наша», «Так растет наш лук, ребята». Уже в течение нескольких лет учителями нашей школы практикуется представление лучших работ на родительских собраниях. Таким образом, в исследовательскую деятельность младших школьников включается вся семья. Совместно с родителями учащиеся ставят эксперименты, взращивают лук, проращивают семена, ведут наблюдение. Именно по этой причине, на конференциях присутствует учащиеся вместе со своими родителями. Конференция превратилась в школьный и семейный праздник, который позволил вывести исследовательскую работу младших школьников на качественно новый уровень. Мне кажется, что приобретённые умения помогут сегодняшним ученикам в будущем решать глобальные проблемы, предупреждать катастрофы и сложные природные ситуации, добиваться высоких результатов в науке, осуществлять грандиозные проекты.
Список литературы 1. Использование инновационных педагогических технологий в учреждениях образования. Международная научно-практическая конференция/ под ред. Г. И. Николаенко—Минск АПО,2008. 2. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми./ авт.-сост. И. И. Семененя.—3.е изд.—Мозырь: Содействие, 2008. 3. Снопкова Е. И. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие –Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. |
26.05.2014,
19:20 Рейтинг: 0.0/0
| |
Просмотров: 1595 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev |
Всего комментариев: 0 | |