Роль занятий спортом в развитии волевых качеств подростков
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

                                            Жигадло Юрий Игоревич, учитель физической культуры и здоровья

                                                             ГУО «Средняя школа №25 г. Могилева»

 

         Довольно часто, когда нужно принять какое-либо решение, люди понимают, что необходимо действовать, но не спешат. Многие из нас, в том числе и некоторые из учащихся нашей школы, зная, что наступил период окончания четверти, не откладывают все дела на потом, думая, что ещё достаточно времени. Исходя из этого, встаёт вопрос: почему же люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов и удовлетворения  остро необходимых потребностей? Почему многие всегда с разной интенсивностью приступают к решению проблемы? Почему при столкновении с трудностями одни сразу же все бросают, а другие действуют с двойным упорством? 
         На данные вопросы отвечает такая особенность психики, как воля, которая является залогом успеха в любых начинаниях, в том числе и достижения спортивных побед.

         Воля -сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля человека проявляется в его практической деятельности как совокупность присущих ему волевых качеств. Основными из них являются: целеустремленность, настойчивость, инициативность, решительность,  самостоятельность, смелость, храбрость, самообладание, стойкость,  мужество. Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни.

         Творческая жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и искусства, требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил, но только понятие «спортсмен» ассоциируется с понятием «человек сильной воли».

         В нашем учреждении образования большой интерес у учащихся вызывает участие в исследовательской деятельности по предмету «Физическая культура и здоровье». На протяжении нескольких лет нами было затронуто несколько глобальных тем по исследованию физических возможностей человеческого организма.  В настоящее время коллегиально с учащимися мы исследуем роль занятий спортом в развитии волевых качеств подростков.

         Понятие «воля» в отечественной психологии отождествляется с понятием «волевой самоконтроль». Для того, чтобы исследовать роль занятий спортом в развитии волевых качеств подростков, мы поставили цель: изучить уровень развития волевого самоконтроля учащихся школы №25. Исходя из предположения, что освоение различных видов спорта способствует большему развитию волевых качеств, мы выдвинули исследовательскую гипотезу: уровень развития волевого самоконтроля учащихся, добившихся спортивных результатов, выше уровня развития волевого самоконтроля, учащихся победителей предметных олимпиад. В результате были выделены две группы испытуемых, получившие соответствующие названия: «победители спартакиад» и «победители предметных олимпиад». В каждой группе испытуемых 10 подростков в возрасте 15-17 лет. Основные достижения испытуемых «победители спартакиад»  – победы и призовые места на спартакиадах школьников районного, областного и республиканского уровня. Основные достижения испытуемых «победители предметных олимпиад» – победы и призовые места в районных, областных и республиканских предметных олимпиадах.

Цель исследования достигалась путем решения следующих задач:

-  определить уровень развития волевого самоконтроля испытуемых;

 - провести количественный анализ эмпирических данных развития волевого самоконтроля в группах  испытуемых.

         Для решения поставленных в исследовании задач применялись методы анкетирования учащихся и сравнительного анализа полученных данных.

         Исследование показало, что уровень развития волевого самоконтроля учащихся, добившихся спортивных результатов, выше уровня развития волевого самоконтроля учащихся, победителей предметных олимпиад. Спортивную деятельность отличают большие, а порой предельные тренировочные нагрузки, погодные условия деятельности (ветер, дождь, снег), техническая сложность разучиваемых упражнений, поломка спортивного инвентаря, присутствие прессы и телевидения, негативная реакция зрителей, незнакомое место соревнований. Режим жизни спортсмена связан со многими ограничениями, лишениями многих удовольствий, в том числе и общения с родными и близкими в течение длительного времени. Преодоление спортсменами многочисленных трудностей увеличивают способность человека овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями, т.е. развивать волевые качества.

 

Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана

«Исследование волевой саморегуляции».

Ключ для подсчета индексов волевого самоконтроля

 

ВСК

1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-

настойчивость

1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+

самообладание

3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-

 

Инструкция испытуемому

 

          Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно, или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс», а если сочтете что оно по отношению к Вам неверно, то «минус».

Тест

1.Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2.Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3.При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

4.Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5.Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6.Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7.Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8.Я всегда «гну» свою линию.

9.Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, учеба) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

10.Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11.Я считаю себя терпеливым человеком.

Литература

1.Брихцин, М. Воля и волевые качества / М. Брихцин// Психология личности в социалистическом обществе. – М.: Наука, 1989. - 324 с.

2. Высоцкий, А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения : учеб. пособие / А. И. Высоцкий. – Рязань : Изд-во РГПИ, 1979. – 68 с.

3. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976.- с.42

4.Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 1985.-39с.

5. Ильин, Е. П. Психология спорта. – СПб: Питер, 2009. С. – 90 - 96.

6. Ильин, Е. П. Психология воли. – СПб: Питер, 2002. С. – 132.

7. Калин, В. К. Классификация волевых качеств: эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности / В. К. Калин. – Симферополь: Союз, 1983. – 280 с.

8.Корнилов, К.Н. Воля и ее воспитание. – М., 1957. - 239 с.

9.Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989. 192 с.

10. Общая психология : учеб. пособие для студ. пед. ин-в / под ред. В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

11. Рудик, П. А. Психология : учеб. для учащихся техникумов физ. Культуры / П. А. Рудик. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239 с.

12. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13

13. Смирнов, Б.Н. Воля // Психология. Учебник для техникумов физической культуры. – М., 1984. – 224 с.

14.Смирнов, Б.Н. Психологический анализ развития волевых качеств / Практические занятия по психологии. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 221 с.

15. Тыцкая, В.Г. Тесты по самопознанию: учеб. Пособие / В. Г. Тыцкая. Челябинск: ЮУрТу, 2008 .С. – 4-7.

26.05.2014, 22:50
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 1700 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar