Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Медведева Мария Николаевна, педагог-психолог

ГУО «Гимназия № 3 г. Могилёва»

 

Работа психолога с учащимися, ведущими исследовательскую деятельность, способствует саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, формированию навыков самоорганизации. В качестве основных методов используются различные способы групповой и индивидуальной подготовки:

– индивидуальные консультации для учащихся;

– рекомендации «Как избежать волнения, выступая публично», «Секреты успешной презентации»;

– психологического тренинга «Способы преодоления стрессовых ситуаций»;

– «круглых столов», на которых проводился анализ публичных выступлений учащихся на конференции.

Некоторые приоритетные направления, способные обеспечить оптимальные пути психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности школьников:

  1. Активизация подготовки учителей-предметников для целенаправленной работы по приобщению старших школьников к основам  исследования.
  2. Совершенствование содержания образования на принципах вариативности, межпредметных связей, использования факультативов, а также разработка методических рекомендаций для работы школьных научных обществ.
  3. Приобщение старших школьников к начальной методике научных исследований, в том числе к методу проектов, одному из эффективных дидактических инструментов в процессе самостоятельного научного поиска под руководством учителя.
  4. Оказание психологической консультативной помощи учащимся, ведущим исследовательскую работу.

Поле деятельности психолога очень разностороннее и объемное, начиная от консультирования участников по социально-психологическим вопросам и заканчивая психологической поддержкой учащихся.

Кроме этого, психолог оказывает помощь учащимся в выборе тем исследований, составлении интервью, анкет, опросников.

Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить [1]. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Чтобы правильно выбрать тему, можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Все темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. [3].

После выбора темы происходит трудоемкий процесс подбора и изучения методической литературы. Труден он потому, что приходится изучать научную литературу, которая в большинстве своем написана профессиональным языком, а он для многих подростков еще не очень понятен.

Среди методов исследования учащимся можно предложить следующие: подумать самостоятельно; прочитать книги о предмете исследования; познакомиться с кино- и телефильмами; найти информацию в Интернете;  спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент [2].

На протяжении всей работы идет процесс обучения и овладения различными навыками, такими как сбор и обработка материала, знакомство с научной литературой, оформление исследовательской работы, подготовка презентации, умение выступать публично и др.

Очень важно рассказать учащимся о правилах эффективной презентации, потому что часто хорошая исследовательская работа теряется из-за неудачной презентации. Цель любой презентации – заинтересовать аудиторию, правильно подать свою позицию и представить ряд доказательств своей точки зрения. Секрет успешной презентации заключается не только в достаточном владении информацией, но также и в знании необходимого программного обеспечения, и даже в соответствующем внешнем виде. Большое значение отводится умению убедить аудиторию, а для этого необходимо на достойном уровне владеть ораторским искусством.

При подготовке презентации нужно помнить несколько простых правил:

1. Составьте на бумаге план презентации

Вы можете понадеяться на свою память и просто зазубрить всю речь, но речь может показаться аудитории не естественной и высокопарной. Вы будете постоянно концентрироваться на том, чтобы не забыть ход мысли, вместо того чтобы постараться донести ее суть до аудитории.

Презентация – это передача слушателям идей, а не точных слов и предложений. Сделайте заметки для себя. Они должны напоминать вам, что нужно сказать. Как только вы создали структуру презентации, приступайте к созданию слайдов.

2. Поместите в один слайд одно предложение

Суть идеи каждого слайда выразите в виде одного короткого предложения и поместите его на слайд. Это и будет наполнение каждого слайда.

3. Добавьте соответствующие картинки к каждому слайду

Существуют четыре основных типа визуализации: изображения или фотографии, символизирующие идею, диаграммы, графики, блок-схемы.

Ваши слайды не должны содержать стандартных картинок и шаблонов.

4. Обратите внимание на дизайн.

Сосредоточьтесь на более простом дизайне. Вот основные принципы создания дизайна слайдов:

Используйте простой фон, т. к. декорирование шаблонов внесет в презентацию беспорядок.

Используйте тот цвет текста, который будет в контрасте с фоном.

Если вы используете фотографии, то помещайте их во весь экран и накладывайте на них текст. Можно подложить под текст полупрозрачный прямоугольник – рамку, чтобы текст лучше читался.

Таким образом, работа психолога по сопровождению исследовательской деятельности учащихся предполагает много различных направлений.

 

Литература

  1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев // Завуч. – 2005. – № 6. – С. 4 – 29.
  2. Безрукова, В. С. Директору об исследовательской деятельности школьников / В. С. Безрукова. – Библиотека журнала «Директор школы». –Выпуск № 2. – 2002. – М.: Сентябрь, 2002. – 159 с.
  3. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001. – 48 с. 
26.05.2014, 19:30
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 993 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar