Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве |
Медведева Мария Николаевна, педагог-психолог ГУО «Гимназия № 3 г. Могилёва»
Работа психолога с учащимися, ведущими исследовательскую деятельность, способствует саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, формированию навыков самоорганизации. В качестве основных методов используются различные способы групповой и индивидуальной подготовки: – индивидуальные консультации для учащихся; – рекомендации «Как избежать волнения, выступая публично», «Секреты успешной презентации»; – психологического тренинга «Способы преодоления стрессовых ситуаций»; – «круглых столов», на которых проводился анализ публичных выступлений учащихся на конференции. Некоторые приоритетные направления, способные обеспечить оптимальные пути психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности школьников:
Поле деятельности психолога очень разностороннее и объемное, начиная от консультирования участников по социально-психологическим вопросам и заканчивая психологической поддержкой учащихся. Кроме этого, психолог оказывает помощь учащимся в выборе тем исследований, составлении интервью, анкет, опросников. Для того чтобы начать проект, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить [1]. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Чтобы правильно выбрать тему, можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы: 1. Что мне интересно больше всего? 2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)? 3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? 5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже? 6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Все темы можно условно объединить в три группы:
После выбора темы происходит трудоемкий процесс подбора и изучения методической литературы. Труден он потому, что приходится изучать научную литературу, которая в большинстве своем написана профессиональным языком, а он для многих подростков еще не очень понятен. Среди методов исследования учащимся можно предложить следующие: подумать самостоятельно; прочитать книги о предмете исследования; познакомиться с кино- и телефильмами; найти информацию в Интернете; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент [2]. На протяжении всей работы идет процесс обучения и овладения различными навыками, такими как сбор и обработка материала, знакомство с научной литературой, оформление исследовательской работы, подготовка презентации, умение выступать публично и др. Очень важно рассказать учащимся о правилах эффективной презентации, потому что часто хорошая исследовательская работа теряется из-за неудачной презентации. Цель любой презентации – заинтересовать аудиторию, правильно подать свою позицию и представить ряд доказательств своей точки зрения. Секрет успешной презентации заключается не только в достаточном владении информацией, но также и в знании необходимого программного обеспечения, и даже в соответствующем внешнем виде. Большое значение отводится умению убедить аудиторию, а для этого необходимо на достойном уровне владеть ораторским искусством. При подготовке презентации нужно помнить несколько простых правил: 1. Составьте на бумаге план презентации Вы можете понадеяться на свою память и просто зазубрить всю речь, но речь может показаться аудитории не естественной и высокопарной. Вы будете постоянно концентрироваться на том, чтобы не забыть ход мысли, вместо того чтобы постараться донести ее суть до аудитории. Презентация – это передача слушателям идей, а не точных слов и предложений. Сделайте заметки для себя. Они должны напоминать вам, что нужно сказать. Как только вы создали структуру презентации, приступайте к созданию слайдов. 2. Поместите в один слайд одно предложение Суть идеи каждого слайда выразите в виде одного короткого предложения и поместите его на слайд. Это и будет наполнение каждого слайда. 3. Добавьте соответствующие картинки к каждому слайду Существуют четыре основных типа визуализации: изображения или фотографии, символизирующие идею, диаграммы, графики, блок-схемы. Ваши слайды не должны содержать стандартных картинок и шаблонов. 4. Обратите внимание на дизайн. Сосредоточьтесь на более простом дизайне. Вот основные принципы создания дизайна слайдов: Используйте простой фон, т. к. декорирование шаблонов внесет в презентацию беспорядок. Используйте тот цвет текста, который будет в контрасте с фоном. Если вы используете фотографии, то помещайте их во весь экран и накладывайте на них текст. Можно подложить под текст полупрозрачный прямоугольник – рамку, чтобы текст лучше читался. Таким образом, работа психолога по сопровождению исследовательской деятельности учащихся предполагает много различных направлений.
Литература
|
26.05.2014,
19:30 Рейтинг: 0.0/0
| |
Просмотров: 2963 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev |
Всего комментариев: 0 | |