Проблемы эффективности организации исследовательской деятельности учащихся
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Говоронок С.И., учитель информатики

ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилёва»

Выпускник школы 21 века… Чего ждём мы от молодых людей, заканчивающих школу в век цифровых  технологий и стремительных изменений во всех областях? Какими хотят видеть вчерашних  учеников преподаватели вузов? Двумя словами создать этот портрет, безусловно, невозможно. Однако способность мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать свои действия, тщательно обдумывать принимаемые решения, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах — навыки, определяемые как основные для успешной самореализации современного человека.

Один из возможных способов подготовки школьников к решению поставленных задач — формирование навыков исследовательской деятельности, включая проведение реальных и виртуальных экспериментов.

 Исследование — один из видов познавательной деятельности человека, установление, обнаружение, понимание действительности, получение нового знания. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

 В отличие от научного исследования, главной целью которого является получение объективно новых знаний, учащиеся в ходе исследовательской деятельности получают субъективно новые знания (новые и личностно значимые для конкретного учащегося). При этом обеспечивается повышение мотивации к учебной деятельности и активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Цель исследовательской деятельности в образовании состоит в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Для приобщения школьников к исследовательской деятельности необходимо сформировать у них исследовательские умения – интеллектуальные, практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном ученикам материале и соответствующие этапам учебного исследования [2, с.70]. Можно выделить 5 групп исследовательских умений:

1. Умения организовать свою работу (организационные).

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые).

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные).

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные) [2, с. 71].

Следует отметить, что для эффективной организации исследовательской деятельности учащихся учителю необходимо придерживаться следующих правил:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников.  Это предполагает использование адекватных методов обучения; адаптацию понятий, связанных с исследовательской деятельностью; доступность форм и методов проводимых исследований; учет способностей, возможностей, интересов и темпа работы каждого учащегося.

2. Мотивирование учащихся и актуализация потребности в новых знаниях. Ученик должен хотеть проводить исследования, уметь это делать и получать удовольствие от своей работы.

Правильно организованная мотивация – залог колоссального успеха. Очень важно, если учитель  сам участвует в различных конкурсах. Обсуждение свих успехов и промахов сближает учителя и учеников. Работая учителем информатики,  участвую с ребятами в различных конкурсах, викторинах олимпиадах, проектах. Мы были и победителями и просто участниками. И любой результат нашей совместной деятельности приносит удовольствие. Участие и победы  оставляют незабываемые впечатления, дают стимул для дальнейшего совершенствования, вызывают у учащихся положительную мотивацию.

3. Подготовка педагога к исследовательской деятельности с учениками. Организуя сотрудничество и сотворчество, обладая творческим потенциалом, педагог способен создать творческую образовательную среду, которая инициирует и поощряет творческие начинания и действия учащихся.

Таким образом, для эффективной организации исследовательской деятельности учащихся необходимо: ознакомление учеников с содержанием и техникой выполнения исследований, формирование у них умений самостоятельной работы, формирование умений самоконтроля, развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

Важно, чтобы развитие исследовательских умений школьников было целенаправленным и систематическим. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.

Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы,

2) формулирование цели и задач исследования,

3) теоретические исследования,

4) экспериментальные исследования,

5) анализ и оформление научных исследований,

6) внедрение и эффективность научных исследований,

7) публичное представление работы.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора. Основание для выбора темы исследования – наличие противоречия или отсутствие объективных данных. В постановке  проблемы исследования разумно особое внимание уделять её актуальности для возраста учащихся.  Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведётся к формальному проделыванию необходимых действий, но не к чему большему, что не даст необходимых педагогических результатов [3, с. 22].

 Так, например, основанием для выбора темы исследования моими учениками 6-го класса явилось отсутствие информации о том, по какому принципу располагаются буквы русского алфавита на клавиатуре. Подтолкнуло к выбору темы и то, что учащиеся, начиная изучать информатику, задавались вопросом: почему буквы на клавиатуре, располагаются именно в таком порядке? Таким образом, учащиеся с интересом работали над проблемой, которая их самих заинтересовала, проводили эксперименты по сравнению самостоятельно созданной раскладки клавиатуры с уже существующей. В итоге пришли к новому знанию.

Успех любой работы зависит от четко сформулированной цели  исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чёткой, чтобы ясно выделить вопрос, на который хотим получить ответ.

При постановке задач школьник должен сформулировать для чего делалась работа, что надо наблюдать, выяснить, узнать. После постановки цели и задач идет выбор методов исследования. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования создаёт основу его успеха. Затем учитель предоставляет ученику план исследования с приблизительным указанием временных промежутков.

Сбор научных фактов осуществляется учеником с соблюдением правил, проверенных практикой:

1. Наблюдения фиксируются. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки.

2. Исследование документируется вещественными образцами, фото- и видеоматериалами.

3. Результаты наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, при повторении должны получаться сходные результаты. Если результаты отличаются, их следует  оценить с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

В ходе исследования учащиеся совершенствуют навыки конспектирования материала, выделения главного и второстепенного, подготовки самостоятельных аргументированных выводов.

Важно научить школьников доводить любое начатое дело до логического завершения. Следующий этап работы – анализ и оформление научных исследований. Четкие и понятные выводы делаются в соответствии с поставленной целью и задачами.

Далее, работу нужно представить и защитить, ответив на вопросы слушателей и оппонентов. Для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления. На этом этапе у ребят формируется  информационная, лингвистическая, исследовательская компетенции, они учатся представлять результаты своего труда и получать его оценку.

После защиты и оценки работы, проводим анализ результатов, определяем сильные и слабые стороны исследования.

Немаловажно, на мой взгляд, чтобы исследовательская деятельность учеников не заканчивалась после защиты работы. Необходимо популяризировать результаты исследования. Мои ученики выступают перед сверстниками, рассказывают об исследовании, делятся опытом, впечатлениями, планами. Это, безусловно,  мотивирует на новые исследования. 

Важно отметить и то, что учащихся участвующих в конкурсах, как я считаю, необходимо поощрять: оценивать по предмету, вручать грамоты, дипломы, сувениры на общешкольных линейках. Это также мотивирует к дальнейшей исследовательской деятельности.

Сотрудничество руководителя и учащегося при написании работы проявляется и в развитии личности самого преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы. Занятия исследовательской деятельностью способствуют расширению кругозора учащегося и руководителя [4, с. 314].

Ценность исследовательской деятельности заключается в возможности увидеть смысл творческой деятельности, в реализации собственных способностей, в расширении круга интересов, в саморазвитии и самосовершенствовании учащегося.

Таким образом, при организации исследовательской деятельности учащихся необходимо осознавать, что исследовательская деятельность – это организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности.

 

Список литературы

1. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе /Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 6.

2. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / под ред. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель,2007.

3. Леонтович, А. В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки / Под ред. А. С. Обухова. М.: журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.

4. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности учащихся в педагогической практике [Текст] / Н. А. Семенова // Воспитание социальной активности подрастающего поколения. Проблемы, поиски, решения. Материалы III научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения А. С. Макаренко, 20-летию ВДЦ «Океан». – Владивосток: Дальнаука, 2003.

26.05.2014, 19:32
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 601 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar