Проблемы эффективноcти организации исследовательской деятельности учащихся
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Гончарова Татьяна Николаевна

Учитель, ГУО «Средняя школа №41 города Могилева»

Учебно-исследовательская деятельность понимается как форма организации образовательного процесса, в которой учащиеся сами овладевают способами решения проблем в процессе самостоятельного познания, организованного и направляемого педагогом, решают творческие, исследовательские задачи. Учебно-исследовательская деятельность ориентирует на решение учащимися учебных проблем, которые уже разработаны наукой. Результатом учебно-исследовательской деятельности является получение субъективно нового для учащегося знания. В процессе освоения учебно-исследовательской деятельности закладываются основы для вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Научное исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью, новизной, теоретической значимостью и обоснованностью. Специфика научно-исследовательской деятельности заключается в том, что она направлена на приобретение нового для науки результата. Научно-исследовательская работа учащихся может быть представлена как самостоятельная исследовательская, творческая работа, содержание и объем которой превышают рамки учебной программы.

Целью организации научно-исследовательской деятельности в учреждениях общего среднего образования является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и активно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают различные виды мышления (логическое, критическое, творческое и др.).

Одной из проблем организации исследовательской деятельности учащихся является формирование интереса. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу – проконтролировать прирост знаний и умений ребенка.

Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой при соблюдении ряда психолого-педагогических условий позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.

Другой проблемой организации исследовательской деятельности является ограничение определенными временными рамками. Школьная программа не позволяет раскрыть все многообразие изучаемой науки. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, чем содержится в базовом курсе средней школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.

При организации исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников. Это предполагает использование адекватных методов обучения; адаптацию понятий, связанных с исследовательской деятельностью; доступность форм и методов проводимых исследований; учет способностей, возможностей, интересов и темпа работы каждого учащегося. [2, c. 29]

Для того чтобы успешно организовать исследовательскую деятельность учащегося необходимо соблюдать следующие принципы: принцип сотрудничества учащегося и педагога, принцип продуктивности исследовательской деятельности, принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии, принцип индивидуализации, принцип самоорганизации исследовательской деятельности.

Принцип сотрудничества учащегося и педагога

Этот принцип предполагает способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно планировать цель, содержание, этапы исследования, принимать решения и быть ответственными за них, критично оценивать результаты своих действий.

Принцип сочетания индивидуальной и групповой рефлексии

Рефлексия – это способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю. Проводя исследование, учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Каждый достигнутый результат рождает этап рефлексии, имеющий следствием появление новых замыслов и творческих планов. Рефлексия – условие, необходимое для того, чтобы ученик видел схему организации собственной исследовательской деятельности, конструировал её в соответствии со своими целями и программами.[1, c. 4]

Важное достоинство грамотно организованной исследовательской деятельности учащихся – способность вызывать естественное стремление ребенка к изучению окружающего мира. Её главная цель – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие основных этапов, характерных для научного исследования, и включает в себя семь этапов:

1) формулирование темы,

2) формулирование цели и задач исследования,

3) теоретические исследования,

4) экспериментальные исследования,

5) анализ и оформление научных исследований,

6) внедрение и эффективность научных исследований,

7) публичное представление работы. [2, c. 30]

Участие в разработке научно-исследовательских проектов, республиканских и международных научно-практических конференциях способствует развитию личности учащегося, формированию творческой активности.

Список использованной литературы

  1. Даниленко, М. А. Материалы в помощь организаторам исследовательской деятельности учащихся / сост. М. А. Даниленко, Н. В. Моргунова. – Могилев: УО «МГОИРО», 2012. – 38 с.
  2. От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: материалы Международной научно-практической конференции / под редакцией Т. А. Лопатик – Минск: АПО «Белорусская ассоциация «Конкурс», 2013. – 680 с.
26.05.2014, 19:47
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 667 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar