Помощь учителя информатики по применению новых информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Билиевская Ксения Сергеевна, учитель информатики
ГУО «Средняя школа №31 г. Могилева»

 

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.

Адольф Дистервег

Главное богатство современной Беларуси – её интеллектуальный потенциал. И мы, учителя, должны работать так, чтобы помочь детям показать себя, создать условия для удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научного взгляда на мир. Современное общество не мыслит своей жизни без новейших информационных технологий, а значит, стране нужны специалисты, умеющие мыслить самостоятельно, рационально работать с информацией и применять свои знания для решения проблем государства.

У каждого преподавателя за многие годы практики накоплен собственный опыт преподавания и выработан свой стиль работы с учащимися. Однако применение новых информационных технологий в исследовательской деятельности учащихся помогает организовать исследование изучаемого  явления, сделать обучение ребенка интересным, способствует формированию информационной компетенции и, конечно же, получению эмоционального удовлетворения от учебного труда.

Процесс обучения, поиска решения исследования становится наиболее эффективным, если наравне с традиционными технологиями учитель использует потенциал компьютера и Интернета. В нашей школе для учащихся с 2000 года организовано  и работает научное общество «Эврика». В план  работы школьного научного общества обязательно включаются практические занятия по использованию информационных и электронных средств обучения, составлению компьютерных презентаций, по работе с интерактивной доской, работа с фото - и видеосъемкой.

Рассмотрим этапы написания исследовательской работы и  то, как могут быть использованы новые информационные технологии на каждом шаге исследовательской деятельности учащихся. Предлагается 6 занятий для учащихся НОУ, которые рекомендуется проводить по мере написания научно-исследовательской работы.

1 этап.  Подготовка к исследовательской работе, мотивация.  Учитель создает условия для работы в интернете и внутренней мотивации учащихся.

Занятие 1.  «Я - исследователь». Предлагается учащимся познакомиться:

  • с сайтами, где размещены научно-исследовательские работы учащихся;
  • с областями, где возможно проводить исследования;
  • с достижениями  учащихся, которые еще в школе начинали заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Примеры сайтов для знакомства с исследовательскими работами:

http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project.html

http://inf777.narod.ru/stateiki/pupils_project.htm

http://inforecurs.ucoz.ru/load/proekty_uchashhikhsja_8_9_klassov/6

http://adu.by/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost.html

2 этап. Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы. Наличие исследовательских работ по выбранной теме в интернете поможет узнать степень разработки этой темы, скорректировать и конкретизировать. С помощью Интернет-ресурсов учащиеся могут познакомиться с принципами научного исследования.

Занятие 2. «Познакомимся с темой исследования». Предлагается учащимся занятие по поиску информации в сети интернет. Ребята на этом этапе уже определились с темой своей будущей исследовательской работы. Предлагаем им осуществить поиск, для знакомства с уже имеющимися работами по данной теме, а также со способами исследования.

3 этап. Планирование исследовательской работы, определение областей, которые изучаются.

4 этап. Сбор материалов по теме исследования и его систематизация.

Занятие 3. «Все, что нужно, есть в интернете». Предлагаем учащимся осуществить сбор информации, необходимых документов, для написания исследовательской работы.

5 этап. Оформление исследовательской работы.

Занятие 4. «Я - редактор». Практическое занятие по навыкам работы с текстовым процессором Microsoft Word. Отработка навыков копирования и вставки необходимого отрывка текста. Добавление картинок, таблиц, диаграмм. Электронная версия дает возможность оперативно корректировать работу.

Ребята под руководством учителя оформляют свою научно-исследовательскую работу в соответствии с требованиями. Особое внимание уделить оформлению списка использованных источников, Интернет-источников.

6 этап. Подготовка выступления на конференции, защита исследовательской работы.

Многие исследователи не могут преподнести свою работу, отсутствуют культура речевого общения, богатство и выразительность речи, и в этом им всегда на помощь могут придти презентация или же интерактивная презентация, подготовленная с помощью интерактивной доски.

Занятие 5. «Создание презентаций». Использование программы PowerPoint для создания презентаций помогает сделать защиту проекта более привлекательной, и даже если учащийся, разволновавшись, забудет нужные слова, презентация всегда поможет ему  продолжить свое выступление.

Занятие 6. «Создание интерактивных приложений». Предлагается учащимся познакомиться с работой интерактивной доски.

7 этап. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы.

В результате посещения занятий для подготовки к выполнению исследовательской работы у учащихся остается необходимый запас сохраненных Интернет-ресурсов, которые позволяют скорректировать дальнейшие направления исследования. Ресурсы позволяют организовать процесс самообразования и самоподготовки учащихся.

Использование информационных технологий предполагает проведение учащимися целого ряда самостоятельных работ исследовательского характера. Результатом выполнения работы становится мультимедийная демонстрация, включающая скомпилированный фактический и иллюстративный материал.

Исследовательская работа учащихся может осуществляться по разным отраслям знаний, и в каждой области информационные технологии являются неотъемлемым, даже необходимым звеном.

26.05.2014, 20:01
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 622 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar