Подготовка учителя к исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Намесникова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа №26 г. Могилёва»

Если учитель полагает, что мир не является неизменным, что знания о мире не представляют собой законченное здание, построенное наукой, что самому учителю не все известно в его образовательной области, то ему понятна ограниченность задачи обеспечения глубокого и прочного усвоения и понимания учащимися этого знания. Знания относительны, противоречивы, неудержима динамика изменений в окружающем мире, ценности и взгляды также  подвержены динамике. Поэтому актуализируется задача развития творческих способностей учеников, способности выдвигать новые идеи и решения, которые не всегда основываются на усвоенном опыте и адекватны новым условиям. Эти способности формируются в процессе исследовательской деятельности.

Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.

Поэтому одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и  развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

Конечно же, нужна педагогическая поддержка.  Нужно начать с того, что разработать  определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания  ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.

Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность ребёнка нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать индивидуальный познавательный маршрут ребёнка. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности ребёнка.

Учителю не следует вести ученика «за руку» к ответу, отношения в паре «учитель—ученик» должны быть партнерскими. Педагогу нужно совместно с учеником искать решение проблемы. Процесс сотрудничества должен подчиняться принципу равноправия, которое достигается благодаря тому, что ни одна из сторон не знает истины, хотя бы потому, что она недостижима (наука и процесс познания прекращают свое существование, когда все точки над i расставлены). Для развития исследовательской деятельности учащихся весьма важны внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога. Тема исследования, прежде всего интересная для ученика, должна совпадать с кругом интересов учителя.

Для успешной организации исследовательской деятельности учеников педагогу самому важно владеть рядом соответствующих качеств, способностей и умений:

•        уметь распознавать проблемную ситуацию и фиксировать противоречия в имеющейся и получаемой информации;

•        уметь точно формулировать вопросы, адекватные обнаруженной проблемной ситуации; •

•        избегать обобщений на основе единичных фактов;

•        уметь выдвигать объяснительные гипотезы;

•        уметь организовывать коммуникацию, вести диалог с учеником, быть готовым к партнерскому типу отношений;

•        чувствовать себя исследователем; занимать исследовательскую позицию и демонстрировать исследовательское отношение к себе, к преподаваемому предмету, к другим людям;

•        демонстрировать большие ожидания, веру в творческие способности каждого учащегося;

•        не раскрывать учащимся истину и не навязывать им готовых решений;

•        поощрять учащихся к тому, чтобы они задавали вопросы;

•        поощрять критическое отношение к исследовательским методам и результатам.

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь пятый год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно - исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Предлагаю вашему вниманию научно - исследовательские работы, выполненные моими учащимися. Данные работы были представлены на районном, городском, областном и республиканском уровнях.

Автор первой работы – Авчинникова Елена, в 2009 году учащаяся 8 класса, которая изучала роль обращений в эпистолярном наследии А. С. Пушкина.

Когда мы занимались этим исследованием, то первоначально моя подопечная выполняла отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Но постепенно под моим руководством, вникая всё глубже в суть исследования, Е. Авчинникова смогла от операционного уровня самостоятельности перейти к тактическому уровню, то есть увидела логику развития исследования, установила взаимосвязи и смогла планировать дальнейшие шаги в своей работе. Таким образом, исследовательская деятельность помогла моей ученице овладеть общими навыками получения знаний, расширила её кругозор, заставила поверить в собственные силы. Данную исследовательскую работу Елена представляла на районной, городской, областной и первой республиканской исследовательской конференциях в 2010 году по гуманитарным предметам.

Автор второй работы – Авчинникова Елена, в 2011 году учащаяся 9 класса, которая изучала роль односоставных предложений.

Уровень самостоятельности Е. Авчинниковой был настолько высок, что она легко ориентировалась в изменяющейся обстановке, была логична и последовательна в своих действиях, планировала дальнейший ход исследовательской деятельности, пользовалась необходимой литературой.      Мне оставалось только корректировать ход её работы. Языковые процессы, представленные в работе, мы анализировали совместно. Полученные результаты даже вызвали у нас разногласия. Мы, как настоящие учёные, пытались в споре найти истину,  и нам это удалось. Несомненно, что эта исследовательская деятельность помогла моей ученице в ещё большей степени развить её творческий потенциал.

Автор третьей работы – Белько Екатерина,  в 2012 году учащаяся 11 класса сопоставляла сонеты В. Мицкевича и их переводы.

Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая  помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.

         Автор четвертой работы «Специфика текстов современных песен» – Исаева Юлия, учащаяся 7 класса,  в 2013 году представляла работу на областной исследовательской конференции.  А в 2014 году Исаева Юлия защищала свою работу «Своеобразие языка повестей-сказок Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и «Дядя Фёдор, пёс и кот»» на районной конференции исследовательских работ.

Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая  помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.

Литература

  1.  Абрамова, С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку. // Методическая газета для учителей-словесников «Русский язык». 2006.  №17 – 24.
  2. Бекетова, З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Научно-практический журнал «Завуч», 2004. № 7.
  3. Гелясин, А. Е. Научно-исследовательская деятельность школьников как основа творческого развития//Адукацыя i выхаванне, 2006. №5. С.37-39.
  4. Зачёсова, Е. В. Написание текстов: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям// Школьные технологии. 2006. №5. С. 105-111.
  5. Исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа www.researcher.ru: Дата доступа: 20.05.2014.
  6. Кларин, М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем// Школьные технологии. 2004. №1. С. 11-24.
26.05.2014, 20:08
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 2359 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar