Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Мартьянова Оксана Николаевна, учитель начальных классов
ГУО «Гимназия №2 г.Могилева»

 

                                                                  Природа почти всегда создаёт

                                                                  таланты всякого рода.

                                                                  Надо только поощрять их и

                                                                  давать им применение.

                                                                                         Вольтер

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Значит, чтобы дети смогли проявить свои дарования, нужно умелое руководство взрослых.

На базе методического объединения учителей начальных классов гимназии с 2004/2005 учебного года образовано общество «Умники и умницы». Данное общество ставит перед собой цель: формирование системы учебно-исследовательской работы как процесса развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников. Реализация осуществляется  посредством таких задач, как:

1) создание условий для своевременного выявления, развития и поддержки высокомотивированных и одарённых школьников;

2) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы;

3) формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями;

4) повышение уровня общей образованности младших школьников;

5) обеспечение и сохранение здоровья и эмоционального благополучия учащихся.

Решение задач проходит на следующих уровнях:

1) Информационный – получение учащимися новых знаний;

2) Эмоциональный – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, осознание самодостаточности своей личности;

3) Нравственно-психологический – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов общества.

Уставом общества «Умники и умницы» определено, что в общество может вступить любой ученик 1-4 классов, имеющий интерес к развитию собственных интеллектуальных, культурных, творческих способностей.

Ученик, участвующий в работе общества имеет право:

1) участвовать в предметных олимпиадах, познавательных и интеллектуальных играх, в создании исследовательских проектов;

2) выбрать тему, форму исследовательского проекта;

3) получать необходимую консультацию у своего консультанта или куратора параллели;

4) выступить на презентации (заседании общества) с окончательным вариантом исследовательского проекта;

5) печатать творческие работы в гимназическом журнале.

Ученик, участвующий в работе общества, обязан:

1) регулярно и активно участвовать в работе общества;

2) периодически сообщать о промежуточных  результатах своих исследований консультанту или куратору параллели;

3) строго выполнять сроки выполнения работ и требования к их оформлению.

Основными направлениями работы общества являются:

  1. включение учащихся в исследовательскую деятельность;
  2. оказание практической помощи учащимся в проведении исследовательской работы, организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе исследований учащихся;
  3. проведение презентаций исследовательской деятельности (заседания общества «Умники и умницы»);
  4. проведение предметных олимпиад для учащихся 2-4 классов;
  5. проведение познавательных и интеллектуальных игр, конкурсов, экскурсий;
  6. выпуск гимназического журнала «Лучики» (с творческими работами учащихся).

Более подробно хочу остановиться на организации проектно-исследовательской деятельности. Исследовательский интерес – это качество личности, свойственное ребёнку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Поэтому одним из главных направлений работы общества «Умники  и умницы» является создание и презентация учащимися исследовательских проектов. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? О чём хотелось бы узнать как можно больше? Чем я мог бы гордиться?

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Правила выбора темы проекта.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.

Правило 2. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения.

Правило 3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Темы, выбранные учащимися, разбиты на такие блоки: мая сям’я, мая Радзіма, природа и человек, здоровый образ жизни, мои интересы и увлечения.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.  

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Участвуя же в работе над исследовательским проектом, мы можем направить  деятельность  учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии.

В системе работы по организации проектно-исследовательской деятельности на I ступени общего среднего образования прослеживается влияние целенаправленного сотрудничества педагогов, учащихся, родителей, администрации, библиотечного фонда, социально-психологической службы. Поэтапная деятельность организована в тесном сотрудничестве всех структурных элементов и ориентирована на прогнозируемый результат. Выполнение работа происходит в соответствии со следующими этапами: 1) подготовительный; 2)этап планирования; 3) практический; 4) презентационный; 5) контрольный.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

За каждым проектом стоит целая творческая группа: ученик, учитель, родители, одноклассники, библиотекари. Работая над проектом, ученик не просто переписывает материал, а пропускает его через себя, анализирует, соотносит, проводит эксперименты, опыты, придумывает удачную форму его оформления, презентации. Защита, представление результатов проектной деятельности проходит на открытых  заседаниях общества «Умники и умницы». В конце каждого учебного года проходит итоговая конференция, на которой представляются лучшие проекты, награждаются активные участники общества. Также в конце учебного года мы формируем и оформляем сборник лучших исследовательских работ.

Опыт, накопленный за годы работы общества, коллектив учителей нашей гимназии считает положительным, так как:

- повышается мотивация учащихся;

- развиваются их способности к активной практической деятельности;

-создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности учителя и учеников.

 

26.05.2014, 20:15
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 722 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar