Об опыте участия в творческих и исследовательских конкурсах
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Кудряшова Ольга Александровна, учитель начальных классов
ГУО  «Средняя школа № 27 г. Могилёва»

Не секрет, что залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний.  Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Успешно развивать творческие способности учеников можно через их участие в исследовательских конкурсах.

Вот уже два с половиной года исследовательские работы, руководителем которых я являюсь, участвуют в городском конкурсе поисковых, исследовательских и творческих работ детей дошкольного и младшего школьного возраста « На виду у всех». В 2013 году нами был получен поощрительный диплом, а в 2014 – диплом третьей степени. Кроме того, в эти же годы  я  являлась членом жюри районного конкурса исследовательских работ « Я -  исследователь».

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что начинать любую исследовательскую деятельность нужно с понимания того что такое исследовательская работа. Это творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом. Учитель на всех этапах работы должен ясно осознавать, что ожидаемых результатов должно быть два – внешний и внутренний. Внешний – это то, что ребёнок творит своими руками: отчёт, макет, поделка. Внутренний, самый главный – опыт ребёнка, новые знания, которые выделяют его как творческую личность. Кроме того, исследовательская работа – это результат сотрудничества учителя, ребёнка и родителей. Мне в этом смысле повезло: поучаствовать в конкурсе я предложила…своей дочери. Кому, как не маме знать возможности и таланты своего ребёнка! Думаю, что каждый учитель уже на раннем этапе работы с детьми благополучно выявляет ребят, склонных к творчеству.

 Попробую дать несколько советов по работе непосредственно с ребёнком:

- труд  ребёнка над исследованием – ежедневный творческий процесс и он не терпит халатности, спешки и лени, а вот аккуратность и любознательность приветствует;

- часто  ученик начинает знакомиться с нужными источниками информации и …теряет интерес к работе. Обязательно поддержите ребёнка! Поделитесь своим опытом, подключите родителей. Расспросите, что он узнал сегодня.

- не требуйте « только победу или победу любой ценой»;

- помогите ребёнку относиться к участию в конкурсе  как  к возможности самовыражения, приобретению нового опыта;

- многие дети очень волнуются перед публичным выступлением – поддержите и успокойте конкурсанта.

И маленький исследователь, и его руководитель должны чётко представлять этапы своей работы.

1.  Найти проблему – что нужно изучать. Проблема берётся из реальной жизни.

2.  Выбор темы – как назвать. Тема должна быть яркой, интересной, конкретной и соответствовать возрасту ребёнка. К примеру, в семь лет мы писали о влиянии домашнего питомца на жизнь ребёнка, в восемь – искали неисчисляемые предметы, явления и понятия.

3.  Актуальность – почему эту проблему надо изучать?

4.  Цель – какой результат работа должна принести?

5. Гипотеза – что не очевидно (здесь уместны фразы: « если…, то…»)

6.  Задачи: что делать – теоретически и практически.

7.  Методы исследования – как  что исследовать.

8. Сбор информации, выбор способа представления работы ( в нашем случае это презентация), практическая деятельность.

9. Подведение итогов должно быть ярким: демонстрация фильма, опыта, выставки, поделки)

10.  Выводы: краткие ответы на задачи.

11.  Осмысление итогов работы, её значимости, как влияют результаты работы на практику,  перспективы на будущее.

В работе ребёнок должен раскрыться как творческая личность, поэтому в нашей работе были и стихи, сочинённые Дарьей Кудряшовой, и песня, соответствующая теме исследования.

Для  того чтобы помочь всем, особенно впервые приступающим к написанию исследовательских работ, представлю соблюдение данных этапов на фрагменте своей работы.

Тема исследования: Всё ли можно сосчитать?

Зачем сегодня изучать эту тему?  Прежде всего, чтобы заинтересовать  таких детей,  как я, математикой, подготовить к изучению новых, более сложных наук.

Цель исследования: найти и изучить неисчисляемые вещества и предметы.

Я выдвинула гипотезу, что если есть предметы и явления, которые можно посчитать, то в нашем мире наверняка найдётся и то, что сосчитать нельзя.

Задачи: - найти и определить что конкретно нельзя сосчитать; собрать информацию об этих предметах или веществах; по возможности доказать невозможность их исчисления.

Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, опыт.

Таким образом, зная, что и как нужно исследовать, и ребёнок, и руководитель уже не чувствуют себя потерянными в мире исследований, а уверенно раскрывают весь свой  творческий потенциал.

В заключение  хочу добавить, что творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя : « Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно».

И ещё. Я убеждена, что творческие и исследовательские конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго – долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку. 

26.05.2014, 21:08
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 3245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar