Об опыте участия в творческих и исследовательских конкурсах
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве |
Кудряшова Ольга Александровна, учитель начальных классов Не секрет, что залог успешного обучения в школе – это развитие и активное использование учениками своих творческих способностей. Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Успешно развивать творческие способности учеников можно через их участие в исследовательских конкурсах. Вот уже два с половиной года исследовательские работы, руководителем которых я являюсь, участвуют в городском конкурсе поисковых, исследовательских и творческих работ детей дошкольного и младшего школьного возраста « На виду у всех». В 2013 году нами был получен поощрительный диплом, а в 2014 – диплом третьей степени. Кроме того, в эти же годы я являлась членом жюри районного конкурса исследовательских работ « Я - исследователь». Исходя из собственного опыта, могу сказать, что начинать любую исследовательскую деятельность нужно с понимания того что такое исследовательская работа. Это творческий процесс изучения объекта или явления с определённой целью, но с изначально неизвестным результатом. Учитель на всех этапах работы должен ясно осознавать, что ожидаемых результатов должно быть два – внешний и внутренний. Внешний – это то, что ребёнок творит своими руками: отчёт, макет, поделка. Внутренний, самый главный – опыт ребёнка, новые знания, которые выделяют его как творческую личность. Кроме того, исследовательская работа – это результат сотрудничества учителя, ребёнка и родителей. Мне в этом смысле повезло: поучаствовать в конкурсе я предложила…своей дочери. Кому, как не маме знать возможности и таланты своего ребёнка! Думаю, что каждый учитель уже на раннем этапе работы с детьми благополучно выявляет ребят, склонных к творчеству. Попробую дать несколько советов по работе непосредственно с ребёнком: - труд ребёнка над исследованием – ежедневный творческий процесс и он не терпит халатности, спешки и лени, а вот аккуратность и любознательность приветствует; - часто ученик начинает знакомиться с нужными источниками информации и …теряет интерес к работе. Обязательно поддержите ребёнка! Поделитесь своим опытом, подключите родителей. Расспросите, что он узнал сегодня. - не требуйте « только победу или победу любой ценой»; - помогите ребёнку относиться к участию в конкурсе как к возможности самовыражения, приобретению нового опыта; - многие дети очень волнуются перед публичным выступлением – поддержите и успокойте конкурсанта. И маленький исследователь, и его руководитель должны чётко представлять этапы своей работы. 1. Найти проблему – что нужно изучать. Проблема берётся из реальной жизни. 2. Выбор темы – как назвать. Тема должна быть яркой, интересной, конкретной и соответствовать возрасту ребёнка. К примеру, в семь лет мы писали о влиянии домашнего питомца на жизнь ребёнка, в восемь – искали неисчисляемые предметы, явления и понятия. 3. Актуальность – почему эту проблему надо изучать? 4. Цель – какой результат работа должна принести? 5. Гипотеза – что не очевидно (здесь уместны фразы: « если…, то…») 6. Задачи: что делать – теоретически и практически. 7. Методы исследования – как что исследовать. 8. Сбор информации, выбор способа представления работы ( в нашем случае это презентация), практическая деятельность. 9. Подведение итогов должно быть ярким: демонстрация фильма, опыта, выставки, поделки) 10. Выводы: краткие ответы на задачи. 11. Осмысление итогов работы, её значимости, как влияют результаты работы на практику, перспективы на будущее. В работе ребёнок должен раскрыться как творческая личность, поэтому в нашей работе были и стихи, сочинённые Дарьей Кудряшовой, и песня, соответствующая теме исследования. Для того чтобы помочь всем, особенно впервые приступающим к написанию исследовательских работ, представлю соблюдение данных этапов на фрагменте своей работы. Тема исследования: Всё ли можно сосчитать? Зачем сегодня изучать эту тему? Прежде всего, чтобы заинтересовать таких детей, как я, математикой, подготовить к изучению новых, более сложных наук. Цель исследования: найти и изучить неисчисляемые вещества и предметы. Я выдвинула гипотезу, что если есть предметы и явления, которые можно посчитать, то в нашем мире наверняка найдётся и то, что сосчитать нельзя. Задачи: - найти и определить что конкретно нельзя сосчитать; собрать информацию об этих предметах или веществах; по возможности доказать невозможность их исчисления. Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, опыт. Таким образом, зная, что и как нужно исследовать, и ребёнок, и руководитель уже не чувствуют себя потерянными в мире исследований, а уверенно раскрывают весь свой творческий потенциал. В заключение хочу добавить, что творческие и исследовательские конкурсы бесспорно формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию школьника, который может сказать про себя : « Я знаю, для чего познаю мир, я могу применять свои знания, я умею добывать новые знания и делаю это самостоятельно». И ещё. Я убеждена, что творческие и исследовательские конкурсы нужны не только для того, чтобы найти и зажечь звезду, но и создать ей условия, предоставить возможность светить долго – долго. Пусть даже она окажется размером с маленькую детскую ладошку. |
26.05.2014,
21:08 Рейтинг: 0.0/0
| |
Просмотров: 3245 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev |
Всего комментариев: 0 | |