Об опыте участия в творческих и исследовательских конкурсах
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Харченко Сергей Леонидович, учитель химии
ГУО «СШ № 22 г. Могилёва»

 

В своей работе я руководствуюсь нормативными документами, определяющими порядок выполнения исследовательских работ.

В 2012-2013 учебном году учащейся 11 «А» класса Карасёвой Анастасией под моим руководством была выполнена исследовательская работа на тему «Получение сахара из крахмала».

Первым этапом подготовки к выполнению работы является, конечно, выбор темы. Наш выбор был продиктован тем, что в Беларуси картофель является одним из основных продуктов сельскохозяйственного производства. Однако, часть картофеля после хранения часто бывает поражена гнилью и по назначению использоваться не может. Кроме того, во время приготовления блюд из картофеля до 30% массы клубней также уходят в потери. Разумеется, некондиционный картофель можно использовать в качестве корма для скота, но чаще всего это вынужденная мера, применяемая для утилизации, так как животноводческие хозяйства обеспечены кормами.

Мы также посчитали, что создание дополнительных рабочих мест в сельской местности положительно повлияет на развитие сельского хозяйства. Поэтому, было решено выбрать именно эту тему. После того, как расчёты были проведены, оказалось, что сахар полученный таким путём, будет приблизительно в два раза дешевле, чем сахар в магазине.

Итак, тема работы была определена, и мы приступили к работе с доступной литературой. На этом этапе необходимо было выбрать подходящую методику для выполнения работы. При выборе методики нужно было учитывать возможности школьной лаборатории, обеспеченность реактивами, распределение рабочего времени и так далее. Мы пользовались как печатными, так и интернет-источниками. Важное значение имеет определение более авторитетных, так как это повлияет на конечный результат работы. Зачастую предпочтение следует отдавать печатным источникам, однако, при выполнении данной работы мы пользовались источниками из интернета.

На следующем этапе была разработана пошаговая методика выполнения работы. В нашем случае необходимо было просчитать количество реактивов, подобрать посуду, источник энергии. Так как ещё до начала работы, мы рассчитали рентабельность такого производства, было интересно узнать будут ли соответствовать теоретические данные с практически полученными результатами.

После проведения соответствующей подготовки мы приступили к выполнению работы, то есть, к практической части. Каждое действие, проводимое с веществами, мы протоколировали и фотографировали. В результате получился поэтапный подробный отчёт о ходе выполнения работы, с промежуточными данными для каждого этапа. Это даёт возможность проследить весь ход работы и легко выявить ошибку, если она произойдёт. Кроме того, фотографии дополнительно наглядно показывают методику проведения экспериментов.

Когда практическая часть работы выполнена, материал нужно оформить в соответствии с положением о НИР. При рассмотрении работы жюри учитывается и правильность её оформления, то есть соответствие установленному стандарту.

После подготовки работы для чтения наступает этап подготовки к защите. Готовится презентация, которая воспроизводит основные этапы работы. Считается, что оптимальное количество слайдов в презентации – 10-12, перегрузка слайдами может утомить зрителей и отвлечь их от основной темы  работы.

Важным этапом является неоднократная «тренировка», в ходе которой работа несколько раз «защищается». На этом этапе есть привлекаются коллеги-учителя  смежного профиля в качестве «жюри». Необходимо заранее проработать ответы на наибольшее количество возможных вопросов, которые могут быть заданы учащемуся или учащимся, защищающему работу, в ходе представления материала жюри.

Из нескольких учащихся для защиты нужно выбрать того, кто представит работу лучше. То есть такого учащегося, который более раскрепощён, имеет опыт выступления перед незнакомой аудиторией, обладает большим словарным запасом. Однако и другие учащиеся также не должны остаться «в тени». Им поручается техническая поддержка выступления – работу с презентацией, показ другого материала – макетов, полученных вещественных результатов работы. Иначе интерес к участию в подобных проектах у учащихся может пропасть.

Большую роль я уделяю и психологической подготовке учащихся. Я готовлю учащихся к тому, что им придётся представлять свою работу не только перед своими сверстниками, но и перед жюри, не только в своей школе  и перед своими  учителями, но и перед незнакомой  аудиторией. Важно убедить учащихся в том, что они смогут достойно представить работу.

В ходе подготовки к выполнению работы, при её выполнении, подготовки к защите и самой защиты, я провожу беседы с учащимися, в  которых указываю на то, что они занимаются серьёзным делом, что  результаты важны не только для них, но, возможно, будут востребованы и в дальнейшем, в рамках школы или ими заинтересуются другие научные структуры. Я указываю учащимся на то, что они, готовя научно-исследовательскую работу, делают первый шаг к серьёзной научной работе. Это всегда импонирует учащимся, приближает их к «большой науке».

Карасёва Анастасия представляла работу на XVI республиканском конкурсе исследовательских работ. Более высокий уровень подготовки других конкурсантов не позволил нашей работе занять там высокое место, однако, работа была отмечена, и химфак БГУ заинтересовался сотрудничеством и выразил надежду на то, что выпускники школы станут студентами нашего ведущего ВУЗа.

В настоящее время мной и учителем биологии нашей школы Твердовой Еленой Олеговной, ведётся подготовка к выполнению очередной исследовательской работы:

1) подбирается  тема  в рамках межпредметного взаимодействия между учебными  программами по химии  и биологии;

2) выявляются заинтересованные учащиеся;

3) подбирается черновой материал;

4) после того, как тема будет определена, приступим к подбору литературы;

5) и затем к работе с литературой.

Ориентировочно, работа будет выполнена в 2014-2015 учебном году. К  работе будет  привлечена группа учащихся 9 «А» класса, выразивших заинтересованность  в участии в исследовательской деятельности.

26.05.2014, 21:04
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 505 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar