Методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве |
Научно-исследовательские работы школьников по русскому языку Лобкова Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 1 г. Могилёва» Повышение эффективности работы по выявлению и развитию талантливых и одаренных учащихся стоит в ряду важнейших задач современной школы. Одним из путей развития творческих способностей и познавательных интересов одаренных (хотя, на мой взгляд, уместнее было бы определение высокомотивированных) учащихся, расширения их кругозора в различных областях науки и техники, привития навыков самостоятельной и исследовательской работы является написание школьниками научно- исследовательских работ с последующим представлением их на районных, городских, областных научно-практических конференциях. Работы оцениваются по следующим критериям:
Однако необходимо уточнить смысловое наполнение требования новизны и актуальности применительно к работам, создаваемым на материале языка и литературы.Строгая оценка исследований в области филологии с этой точки зрения несколько противоречит целям, которые преследуют научно-практические конференции школьников: создание условий для развития творческих способностей и самореализации личности, вовлечение школьников в исследовательскую и проектную деятельность, выявление одаренных учащихся. Во-первых, школьнику и даже учителю (научному руководителю) зачастую трудно оценить актуальность избранной для исследования темы и новизну полученных результатов. Определение актуальности — это прежде всего выявление степени разработанности темы, определение места исследования среди подобных в данной области. Установление научной новизны предполагает показ отличия полученных результатов от известных, демонстрацию степени новизны (впервые получено, усовершенствовано и т. п.). По силам ли это подросткам 14—17 лет? Во-вторых, успешное вовлечение школьников в творческую деятельность возможно лишь в том случае, если тема исследования небезразлична ученику, вызывает подлинный интерес и неподдельное желание найти ответ на поставленный вопрос. Круг интересов детей в области русской филологии во многом определяется программой по языку и литературе. Если по языку к X классу школьники получают основные сведения по предмету (X—XI классы — углубление и систематизация знаний), то по русской литературе знакомство с “золотым фондом” только начинается. В связи с этим следует ли считать работы, посвященные А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Ф. М. Достоевскому, А. М. Горькому, А. А. Блоку и другим классикам XIX — начала XX века, неактуальными и не содержащими элементов новизны только потому, что творчество этих авторов было предметом изучения на протяжении не одного десятка лет и трудно найти аспекты, не затронутые в современной науке? Не вызывает сомнения, что многие проблемы ранее были решены учеными-языковедами и литературоведами в специальнойлитературе. Однако самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос 14—17-летним подростком, подкрепленный яркими примерами, статистическими данными и убедительными выводами, не менее ценен. Эти результаты также можно считать содержащими элемент новизны и, прежде всего, новизны как для самого автора исследования, так и для остальных учащихся, присутствующих на научно-практической конференции. В данном случае ценность представляет сам процесс исследования. Кроме этого, в ходе работы ученик приобщился к самостоятельному творческому труду, приобрел навыки поиска, сбора, анализа и обобщения полезной информации. Обращаясь к работам, представляемым ежегодно на научно-практические конференции, следует отметить, что у школьников наибольший интерес вызывают исследования в области литературы, где демонстрируется разнообразие ученических интересов, широкий спектр тем: от исследования Библии до обращения к жанру fantasy и литературному течению киберпанк. Исследования в области языка, напротив, зачастую не отличаются оригинальностью предмета изучения, при этом четко выделяются три направления: язык средств массовой информации, рекламные тексты, современный молодежный сленг. Основными недостатками таких работ являются:
языковых единиц. Многие работы, имеющие такой недостаток, грешат реферативностью. Отдельные главы представляют собой подробнейший конспект вузовских учебников и статей лингвистов. Это, несомненно, может придать работе необходимый объем, однако не добавит ей научной основательности. Главы же, в которых должен был бы производиться непосредственный анализ избранного языкового явления, предельно кратки и недостаточно репрезентативны. Очевидна изначальная неправильная установка на подробное изложение общеизвестной и далеко не новой теории в ущерб конкретному анализу фактов языка;
Однако есть ещё одна, на мой взгляд, существенная деталь в плане успешности организации и проведения исследования: нельзя недооценивать занимательность и значимость работ, лежащих на пересечении языка и литературы, филологии и литературоведения с другими областями знаний (психологии, социологии, истории и др.). |
26.05.2014,
21:25 Рейтинг: 0.0/0
| |
Просмотров: 1428 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev |
Всего комментариев: 0 | |