Методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Научно-исследовательские работы школьников по русскому языку

Лобкова Анна Михайловна,  учитель русского языка и литературы

ГУО «Средняя школа № 1 г. Могилёва»

Повышение эффективности работы по выявлению и развитию талантливых и ода­ренных учащихся стоит в ряду важнейших задач современной школы. Одним из путей развития творческих способностей и позна­вательных интересов одаренных (хотя, на мой взгляд, уместнее было бы определение высокомотивированных) учащихся, расширения их кругозора в различных обла­стях науки и техники, привития навыков самостоятельной и исследовательской работы является написание школьниками научно- исследовательских работ с последующим представлением их на районных, город­ских, областных научно-практических кон­ференциях.

Работы оцениваются по следующим кри­териям:

  • исследовательский характер;
  • научность;
  • новизна и актуальность;
  • грамотное и логическое изложение ма­териала;
  • глубина владения материалом изучае­мого вопроса;
  • оформление работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаци­онным комитетом конференции.

Однако необходимо уточнить смысловое наполнение требования новизны и актуаль­ности применительно к работам, создавае­мым на материале языка и литературы.Строгая  оценка исследований в области филологии с этой точки зрения не­сколько противоречит целям, которые пре­следуют научно-практические конференции школьников: создание условий для развития творческих способностей и самореализации личности, вовлечение школьников в иссле­довательскую и проектную деятельность, выявление одаренных учащихся.

Во-первых, школьнику и даже учителю (научному руководителю) зачастую трудно оценить актуальность избранной для иссле­дования темы и новизну полученных ре­зультатов. Определение актуальности — это прежде всего выявление степени разработан­ности темы, определение места исследова­ния среди подобных в данной области. Уста­новление научной новизны предполагает по­каз отличия полученных результатов от из­вестных, демонстрацию степени новизны (впервые получено, усовершенствовано и т. п.). По силам ли это подросткам 14—17 лет?

Во-вторых, успешное вовлечение школь­ников в творческую деятельность возможно лишь в том случае, если тема исследования небезразлична ученику, вызывает подлин­ный интерес и неподдельное желание най­ти ответ на поставленный вопрос. Круг ин­тересов детей в области русской филологии во многом определяется программой по язы­ку и литературе. Если по языку к X классу школьники получают основные сведения по предмету (X—XI классы — углубление и систематизация знаний), то по русской ли­тературе знакомство с “золотым фондом” только начинается. В связи с этим следует ли считать работы, посвященные А. С. Пуш­кину, М. Ю. Лермонтову, Ф. М. Достоевско­му, А. М. Горькому, А. А. Блоку и другим классикам XIX — начала XX века, неакту­альными и не содержащими элементов но­визны только потому, что творчество этих ав­торов было предметом изучения на протяже­нии не одного десятка лет и трудно найти ас­пекты, не затронутые в современной науке?

Не вызывает сомнения, что многие про­блемы ранее были решены учеными-языковедами и литературоведами в специальнойлитературе. Однако само­стоятельный поиск ответа на поставленный вопрос 14—17-летним подростком, подкреп­ленный яркими примерами, статистически­ми данными и убедительными выводами, не менее ценен. Эти результаты также мож­но считать содержащими элемент новизны и, прежде всего, новизны как для самого ав­тора исследования, так и для остальных уча­щихся, присутствующих на научно-практической конференции. В данном случае цен­ность представляет сам процесс исследования. Кроме этого, в ходе работы ученик приобщился к самостоятельному творческо­му труду, приобрел навыки поиска, сбора, анализа и обобщения полезной информации.

Обращаясь к работам, представляемым ежегодно на научно-практические конференции, следует отметить, что у школьников наибольший инте­рес вызывают исследования в области лите­ратуры, где демонстрируется  разнообразие ученических интересов, широ­кий спектр тем: от исследования Библии до обращения к жанру fantasy и литературно­му течению киберпанк.

Исследования в области языка, напро­тив, зачастую не отличаются оригинальнос­тью предмета изучения, при этом четко вы­деляются три направления: язык средств массовой информации, рекламные тексты, современный молодежный сленг. Основны­ми недостатками таких работ являются:

  • недостаточность фактического матери­ала: исследуется небольшое число

языковых единиц. Многие работы, имеющие такой не­достаток, грешат реферативностью. Отдель­ные главы представляют собой подробней­ший конспект вузовских учебников и статей лингвистов. Это, несомненно, может при­дать работе необходимый объем, однако не добавит ей научной основательности. Главы же, в которых должен был бы производить­ся непосредственный анализ избранного языкового явления, предельно кратки и не­достаточно репрезентативны. Очевидна из­начальная неправильная установка на под­робное изложение общеизвестной и далеко не новой теории в ущерб конкретному ана­лизу фактов языка;

  • отсутствие четких рамок, в пределах которых осуществляется отбор: зачастую для исследования привлекается материал, собранный “с миру по нитке”. Например, для работ по молодежному сленгу часть матери­ала берется из живой речи школьников, часть — из специальной статьи ученого-лингвиста десятилетней давности, часть - из современного литературного произведения, часть — из Интернета; вместе объединена лексика школьников, студентов и, к примеру, бай­керов. Произвольность и случайность отбора очевидна, а потому такими же случайными можно назвать и полученные результаты;
  • субъективизм при отборе языкового материала. Зачастую автор  работы выбирает лишь те газетные заголовки, кото­рые кажутся ему по каким-то причинам интересными, заслуживающими внимания, остальной материал, не укладывавшийся в систему, не учитывается. Следовательно, ре­зультаты, полученные путем такого отбора и группировки, нельзя считать объективными и научно достоверными.

Однако есть ещё одна, на мой взгляд, существенная деталь в плане успешности организации и проведения исследования:  нельзя недооценивать занимательность и значи­мость работ, лежащих на пересече­нии языка и литературы, филологии и литературоведения с другими областями знаний (психологии, социологии, истории и др.).

26.05.2014, 21:25
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 560 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar