Методика организации исследовательской деятельности учащихся по физике
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Недведская Людмила Фёдоровна, учитель физики
ГУО “Средняя школа № 4г.Могилёва”

Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания в школе всех общеобразовательных пред-метов, в том числе и физики. Необходимо, чтобы обучение физики в школе соответствовало требованию времени. Выпускники школ имеют глубокие и разносторонние знания, но при этом мало кто умеет применять их на практике. Государство и современное общество требуют от школы корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирова-ния у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять зна-ния, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать дейст-вия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широ-кого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности  [2,с.44]. Одной из таких форм является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность формирует у учащихся умения и навыки практического применения теоретических знаний, развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения.

Исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Опыт современной школы показывает, что исследовательская работа служит средством развития творческих способностей не только наиболее успевающих и одарённых, но и всех охваченных ею учеников. Она является важным методом воспитания, позволяя развивать коммуникативные, коопера-тивные, рефлексивные качества личности  [5,с.102].

Таким образом, исследовательская деятельность школьников – это актуальная тема в современном образовании.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес физической науки, сделать её увлекательной, занимательной и полезной.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Она должна быть построена исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой её проведения [5,с.110].

Методика организации исследовательской работы учащихся строится на основных педагогических принципах: системности, последовательности, целенаправленности и включает следующие этапы исследовательской деятельности:
1.Выбор темы исследования.
2.Формулировка цели исследования.
3.Формулировка         задач исследования.
4.Написание программыисследования.
5.Составление календарного плана.
6. Поиск в литературе и интернете информации по данной теме.
7. Продумывание концепции исследования; что изучить, как обработать резуль-таты, варианты практического применения, возможность компьютерного  моделирования.
8.Создание экспериментальной установки и проведение серии экспериментов.
9.Обработка результатов.
10.Оформление отчёта о работе.
11.Подготовка презентации и доклада для защиты работы.
12.Участие в школьной конференции научных работ.
13.Корректировка и устранение недочётов.
14.Участие в районном конкурсе научных работ.
15.Анализ результатов конкурса.

Остановимся на некоторых этапах исследования подробнее.

Выбор темы.

Одним из важнейших этапов ученического исследования является выбор его темы. Важно, чтобы тема исследования была интересна ученику и не была «навязана» учителем.

При формулировке темы важно отразить противоречия, связанные, как правило, с недостатком имеющихся знаний для решения новых проблем. Выбор темы исследования основывается на двух критериях: первый – субъективный: тема должна соответствовать интересам исследователя, второй – объективный: а) тема должна быть актуальной, то есть недостаточно изученной и важной в практическом отношении; б) тема должна быть реально выполни-мой, то есть надо иметь условия для успешного проведения работы.

В начале исследования должна быть выдвинута гипотеза-предположение, которую в ходе исследования предстоит доказать либо опровергнуть. Стоит  от-метить, что оба результата являются ценными с научной точки зрения.

Формулировка цели исследования.

Цель исследования вытекает из формулировки темы исследования и чаще всего связана с проверкой выдвинутой гипотезы.

Формулировка задач исследования.

Задачи исследования - это те конкретные вопросы, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения исследования. Правильно сформулиро-ванные задачи выполняют организационную и направляющую функцию. Этот этап выполняется под руководством учителя, который корректирует, даёт реко-мендации, выслушивает мнения ученика.

Написание программы исследования.

Программа исследования включает следующие положения: обоснование актуальности и выбора темы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы, календарный план и основное содержание работы.

Составление календарного плана.

Делается общий план выполнения работы по срокам, чтобы ученик более ответственно относился к его выполнению. Для этого в плане ставятся сроки промежуточных отчётов перед учителем, сверстниками, специалистом, а также родителями.

Накопление информации по теме.

Этот этап начинается с поиска литературы. Информацию об основных работах по теме учитель должен подготовить для ученика и рекомендовать самостоятельно изучить и выписать те научные источники, которые либо цитируются, либо прилагаются в конце научного издания. Помощь в поиске литературы может оказать и традиционный способ – просмотр каталогов библиотек. Важным источником библиографической информации являются справочные издания и словари. Наиболее эффективный путь – это консульта-ции по данному вопросу со специалистами.

После нахождения необходимого литературного источника учащийся приступает к работе с ним: делает библиографическую карточку. Параллельно создаёт компьютерную базу данных.

Далее следует целенаправленное конспектирование, выписывания цитат, методик.

После завершения работы с литературой ученик должен:
1. Ориентироваться в выбранной области научного исследования, в том числе знать о степени изученности отдельных вопросов, о нерешённых проблемах, следовательно, может чётко оценить и сформулировать актуальность темы.
2.Быть знаком теоретически с методиками исследования.
3. Конкретизировать цель, скорректировать задачи исследования и план работы.
4.Анализировать результаты своей работы, сравнивать полученные данные с данными других исследователей.

Создание экспериментальной установки и проведение серии экспери-ментов.

Основная часть исследовательской работы, направленная на подтверждение выдвинутой гипотезы, может содержать математическую модель изучаемого явления (процесса) и экспериментальное исследование. Эти этапы соответствуют теоретическому и эмпирическому способам познания.

Построение математической модели исследования предполагает:

1.Качественный анализ модели.
2.Выбор величин, характеризующих исследуемое явление.
3. Задание системы уравнений, описывающих исследуемое явление.
4. Определение параметров, входящих в полученные уравнения.

5. Задания дополнительных условий, необходимых для однозначного решения полученной  системы  уравнений.
6. Выяснение существования и единственности решения.
7. Анализ допущений, сделанных при построении модели.
8. Поиск решений в частных и предельный случаях.
9. Выявление характера протекания изучаемого процесса (явления).

Проведение экспериментального исследования предполагает разработку

программы экспериментального исследования, создания экспериментальной установки, проведение серии запланированных экспериментов, математическую обработку экспериментальных данных, определение достоверности полученных результатов, расчёт погрешности измерений и вычислений.

Оформление результатов исследования.

Результаты исследования оформляются в виде таблиц, диаграмм и формулируются выводы. Выводы делаются на основе поставленных задач и полученных результатов. Это сложная часть научного исследования. Выполняется под руководством учителя, так как эта работа требует умения анализировать, сравнивать результаты, делать практические рекомендации на основе полученных результатов.

Обработка результатов эксперимента – важнейший элемент любого исследования.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связанно с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются технологии, уклад жизни, появляются новые продукты и потребности, меняются формы работы. Наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроиться и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Необходимость быстрого поиска решений, возникающих производственных и научных задач привела к распространению исследовательской деятельности как технология решения проблем [4,с.210].

Поэтому в настоящее время всё более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методов, методик, подходов и форм работы.

Формирование этих навыков – основная цель исследовательской работы школьников. Однако не исключаются и действительно полезные результаты исследования, когда изучаются вопросы экологии или энергосбережения.

Занятия научно-исследовательской деятельностью позволяют формировать общеучебные умения и навыки. Это:

1.Рефлексивные умения.

2.Поисковые (исследовательские) умения.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5.Коммуникативные умения.

6.Презентационные умения и навыки.

 

 

Список использованных источников

  1. Запрудский, Н.И. Настольная книга учителя физики и астрономии /

Н.И. Запрудский, К.А. Петров. -Минск: Сэр-Вит, 2009.-224 с.

  1. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 /

Н.И. Запрудский. -Минск: Сэр-Вит, 2010.-256 с.

  1. Наливайко, В.П. Об опыте организации исследовательской деятельности учащихся / В.П. Наливайко. // Физика в школе. -2009. -№1. –с.19
  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. –Москва: Народное образование, 1998. -256 с.
  3. Слободянюк, А.И. Исследовательская деятельность учащихся по физике / А.И. Слободянюк, Л.Е. Осипенко, Т.С. Пролиско. –Минск:

Красико-Принт, 2008. -144 с.

  1. Слободянюк, А.И. Физика. Экспериментальная задача в школе /

А.И. Слободянюк. –Минск: Аверсэв, 2011. – 398 с.

  1. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника /

 Д.Б. Эльконин. –Москва: Знание, 1974. -64 с.

26.05.2014, 21:35
Рейтинг: 5.0/1
Просмотров: 1792 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar