Методика организации исследовательской деятельности учащихся
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Лаганцова Галина Фёдоровна, учитель русского языка и литературы

ГУО  «Средняя школа №15 г. Могилева»

 

О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух

 и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг.

А.С.Пушкин

Эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза исследовательской деятельности любого уровня. Сегодня нет необходимости убеждать кого-либо в важности обучения школьников навыкам исследовательской деятельности, дающей уникальную возможность превратить ребенка из пассивного созерцателя в активного творца, который начинает сам искать ответы на интересующие его вопросы. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо её движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Однако переход от пассивной позиции в учении к активной нелёгок и долог. Разумеется, творчеству нужно учить. Ребят к исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами (шаг за шагом, от класса к классу), всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Убеждена, что самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос учащимися, подкрепленный яркими примерами, убедительными выводами, очень ценен. Эти результаты также можно считать содержащими элемент новизны и, прежде всего, новизны для самого автора исследования. В данном случае ценность представляет сам процесс исследования. Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, - это и есть исследование. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру [3, с. 15].

Главное при организации исследовательской деятельности – следовать следующему правилу: никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий – личный интерес и личная увлечённость. Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить видеть проблему, уметь выдвигать гипотезу, уметь наблюдать, уметь проводить эксперимент, уметь объяснять результаты наблюдений, делать выводы. Учитель окончательно достигнет своей цели лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

Исследовательская работа начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. В 2011/2012 учебном году тема исследовательской работы была предложена мной - «Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». В следующем учебном году учеником самостоятельно была сформулирована тема для работы: «Илья Муромец – вымышленный былинный богатырь или реальная историческая личность?». Вслед за выбором темы ученик вместе с учителем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументированно доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений обязательно. Работа с литературой по теме исследования предполагает формирование библиотечно-поисковых навыков. Это навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками.

Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на школьной  конференции.

Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Исходя из личного опыта,  можно отметить, что учащихся испытывают трудности в  выявлении проблемы исследования, постановке цели и задач, определении объекта и предмета исследования.

Какими же могут быть первые шаги начинающих исследователей? Курс литературы в 5-6 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Программа содержит тезис: «Близость сказки Пушкина к народным сказкам». Как же не сказать, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Для развития подростков-читателей интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

Учащиеся легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной. Иногда у ребят бывают неожиданные находки, например, при изучении повести А.С. Пушкина «Дубровский» поставлена задача – сопоставить изображение имений в повести и имений Пушкина, Михайловского и Покровского, использовать текст повести и статью в учебнике. Сравнили, пришли к нужному выводу, что великий Александр Сергеевич Пушкин явно писал «с натуры». А потом вдруг неожиданно обнаружили, что не только описание имений сходится, но и имя одной из героинь повести, старой няни Дубровского - Орина Егоровна, созвучно с именем няни Пушкина – Арина Родионовна. Так вводится понятие – прототип литературного персонажа. Для развития исследовательской деятельности нужно предлагать учащимся нестандартные домашние задания как по предмету, так и в рамках внеурочной деятельности. Например, при знакомстве с памятником древнерусской литературой «Поучение» Владимира Мономаха учащимся можно предложить написать поучение. Адресат выбирают сами. Это могут быть учителя, родители, одноклассники, друзья.

При изучении темы «Устное народное творчество. Былины» возможно использование на уроках приёма словесного рисования былинного героя, а в качестве домашнего задания - нарисовать рисунок и продумать подпись к нему. После изучения былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» у учащихся возник вопрос: «Кто такой Илья Муромец, был ли он на самом деле или это собирательный образ в русской литературе?».  Мы решили заглянуть «в тайны» былинного богатыря. В ходе исследования была составлена таблица, в которой отражён исторический портрет Ильи Муромца. Таким образом, проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, о которой слагались былины.

При изучении произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» рационально использовать задание, связанное с проблемными вопросами:

  • Если бы Пётр Гринёв не был отправлен в «возрасте недоросля» на службу, как могла сложиться его дальнейшая судьба?
  • Если бы Пугачёв не помог Гринёву освободить Машу Миронову из заточения Швабрина, смог ли сам герой освободить свою возлюбленную?

На уроках литературы нужно предлагать учащимся задания исследовательского характера: «Представьте, что чеховский «Хамелеон» не рассказ, а басня. Как изменился бы сюжет, герои?» Побудить школьника к самостоятельному мышлению - вот основная задача педагога. Выделяют следующие направления работы:

Первое направление -  индивидуальная работа, которая предусматривает  деятельность в 2-х аспектах:

  • отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений). Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, с компьютером, умению работать с информацией.
  • работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта).

Второе направление - групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей. Исследовательская работа «Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» проводилась совместно с учителем истории, который обратил внимание учащегося на исторические факты, отражённые поэтом в данном стихотворении. В результате исследования были сделаны выводы:

  • стихотворение «Бородино» было написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года;
  • существует две точки зрения о прототипе «дяди» в стихотворении: 1 ая -унтер-офицер лейб-гвардии Литовского (затем Московского) пехотного полка Андреев (историческая правда), 2 ая - рассказчик – безымянный, вымышленный герой (художественный вымысел);
  • исторические факты Бородинского сражения полностью совпадают  с основными эпизодами стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (историческая правда).

Таким образом, проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что в стихотворении М.Ю. Лермонтова историческая правда сочетается с художественным вымыслом.

Третье  направление - массовая работа: встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад [2, с. 47].

Сложившаяся система работы позволила добиться определённых результатов: это победы учащихся в районном конкурсе «Я исследователь», в районных, городских и областных конкурсах научно-исследовательских работ, выступление учащегося на пленарном заседании областной конференции. В 2013/2014 учебном году Патрусов Евгений стал участником республиканского конкурса работ учащихся исследовательского характера.

Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции: подготовленность к данной деятельности, умение видеть проблему, самостоятельно ставить задачи, планировать и оценивать свою работу, коммуникабельность [4, с.86]. Всё это свидетельствует о необходимости целенаправленного обучения школьников общим и специальным методам познания окружающего мира, логике и этапам научного познавательного процесса и, в конечном счете, целостной исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а значит, подготовит к взрослой жизни.

 

Список литературы

  1. Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) / М.Н. Арцев // Завуч. - 2005.- № 6.- с. 4-29.
  2. Карпов, О.А. Научное образование в современной школе / А.О. Карпов // Народное образование. - 2004. - № 9. - с. 47-56.
  3. Набиева, Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя / Е.В. Набиева //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2008.- № 5.- с. 13-17.
  4. Чечель, И.Д. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. - Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2003.- с. 100
26.05.2014, 21:27
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 522 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar