Методическое обеспечение организации работы с одаренными учащимися
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Войтова Светлана Анатольевна, учитель физики

ГУО «Гимназия № 3 г. Могилева»

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы в нашей гимназии. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.

Методическое обеспечение организации работы с одаренными детьми в нашей гимназии реализуется через такую структурную единицу, как творческая группа «Организация работы с одаренными учащимися», которой я руковожу в течение двух лет.

Целью создания творческой группы (ТГ) было выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных учащихся. Для реализации цели перед участниками ТГ были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечить условия всестороннего развития личности через творческую созидательную деятельность, благоприятное культурно-информационное пространство в соответствии с гимназической программой «Одаренные дети».
  2. Организовать индивидуальную деятельность с одаренными учащимися путем разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
  3. Повысить психолого-педагогическую компетентность учителей по проблемам одаренности.
  4.  Организовать взаимосвязь учителей, работающих на I, II, и III ступенях обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
  5. Скорректировать банк данных достижений педагогов, работающих с одаренными и талантливыми учащимися.
  6. Создать банк данных методических материалов по системе работы с одаренными учащимися.

На заседаниях ТГ мы рассматриваем целый ряд актуальных вопросов, таких как:

  1. Особенности организации работы с одаренными учащимися.
  2. Организация работы с одаренными учащимися на учебных, факультативных и стимулирующих занятиях.
  3. Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными учащимися и др.

Одной из форм работы ТГ является выпуск буклетов с рекомендациями педагогам и родителям, воспитывающим одаренных учащихся (приложение).

СОДЕРЖАНИЕ БУКЛЕТА

ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ

1. Мы всегда отвечаем на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка воспринимаем всерьез.

3. Мы не ругаем ребенка за беспорядок в группе или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

4. Мы предоставляем детям комнату или часть комнаты исключительно для их занятий.

5. Мы показываем детям, что они любимы такими, какие есть, а не за достижения.

6. Мы поручаем детям посильные заботы.

7. Мы помогаем детям строить их собственные планы и принимать решения.

8. Мы помогаем детям нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.

9. Мы устанавливаем нормальный поведенческий стандарт и следим, чтобы ребенок ему следовал.

10. Мы никогда не говорим ребенку, что он хуже других детей.

12. Мы побуждаем ребенка придумывать и фантазировать.

13. Мы внимательно относимся к индивидуальным

потребностям детей.

14. Мы находим каждый день время, чтобы побыть с детьми наедине.

15. Мы никогда не дразним ребенка за ошибки.

16. Мы учим ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

18. Мы побуждаем детей находить проблемы и затем решать их.

19. В занятиях детей мы находим достойное похвалы.

20. Мы не хвалим детей беспредметно и неискренне.

21. Мы честны в оценке своих чувств к детям.

22. Не существует тем, которые мы совершенно исключаем для обсуждения с детьми.

23. Мы помогаем ребенку быть личностью.

КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1. Создайте на занятиях благоприятную психологическую обстановку, чтобы ребенок не боялся произносить сверхновые, оригинальные или, наоборот, банальные идеи. Заблуждения подвергаются не осмеянию, а серьезному анализу, находки предлагается показать всем.
  2. Поощряйте все виды творчества, поиск нового решения проблем, хвалите детей за попытку сказать что-то, открыть, самостоятельно сформулировать.
  3. Уважайте любознательность ребенка. Пытайтесь привлечь всех к ответу на поставленный вопрос, а только потом отстаивайте общую позицию.
  4. Оказывайте детям помощь только тогда, когда они об этом попросят. Если ребенок решает проблему сам, в это время он наиболее интенсивно развивается.
  5. Помогайте ребенку открыть себя, свои способности, возможности. Помогайте ему создать  шкалу жизненных ценностей. Не допускайте копирования ценностей, свойственных заурядным людям, особенно имущественных, развлекательных и т.д.
  6. Научите детей регуляции самочувствия при неудачах и  ошибках. Пусть он сам приучается регулировать неуспех, неизбежный у любого человека в его творчестве.
  7. Сначала воспитывайте у детей уверенность в себе, затем – смелость идей, поступков, а потом риск и даже разумный авантюризм.

Рекомендации педагогам и родителям, воспитывающим талантливых детей

ОБЩАЯСЬ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ…

  • быть доброжелательным и чутким;
  • разбираться в психологии детей, чувствовать их потребности и интересы;
  •  расширять круг интересов и умений;
  • иметь живой и активный характер;
  • обладать чувством юмора;
  • проявлять гибкость;
  • иметь творческое мировоззрение;
  • быть готовым к дальнейшему приобретению новых специальных знаний.

Буклет составлен членами ТГ «Организация работы с одаренными учащимися» гимназии №3 г. Могилева

26.05.2014, 21:20
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 878 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar