«Клуб юных физиков» как средство организации исследовательской деятельности учащихся
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Плетнев Александр Эдуардович

Гусев Сергей Викторович

Сугакевич Александр Георгиевич

 учителя физики лицея ГУ ВПО

 «Белорусско-Российский университет»

 

Исследовательская деятельность учащихся является одним из важнейших направлений в процессе познания физических явлений и законов. Кроме того, для успешного продолжения образования и получения специальности в ВУЗах, выпускники старших классов должны обладать навыками исследовательской деятельности. Именно исследовательская и творческая деятельность служит для повышения мотивации учащихся при изучении физики и астрономии.

В лицее ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» организация научно-исследовательской деятельности учащихся по физике реализуется в рамках педагогического проекта «Клуб юных физиков» [1, с. 26-29; 3; 5, с. 43- 49].

Основными направлениями деятельности клуба являются:

- подготовка учащихся к олимпиадам;

- организация творческой и исследовательской деятельности в процессе изучения физики;

- подготовка к турнирам юных физиков и юных изобретателей и рационализаторов;

- участие в интернет-проектах;

- организация дистанционного обучения, используя возможности сайта «Клуба юных физиков»;

- разработка электронных методических пособий.

Одним из значимых направлений в работе клуба юных физиков лицея БРУ является исследовательская деятельность учащихся.

Для эффективной организации научно-исследовательской и творческой работы учащихся важна грамотная подготовительная работа учителя. На первом этапе педагогом могут быть использованы следующие приемы:

  • подбор и решение нестандартных задач с явно выраженной практической направленностью;
  • вовлечение учащихся в организацию работы лаборатории физики;
  • организация реферативной деятельности учащихся;
  • проведение уроков и внеклассных мероприятий по предмету в нестандартной форме (тематические зачеты в формах различного рода конференций; предметные недели; физические бои и т.д.).

В результате обязательно найдутся учащиеся, которых заинтересует исследовательская творческая деятельность.

Первые занятия с этой категорией учащихся посвящены методологии исследования, построению математической модели исследования, проведению экспериментального исследования, оценке достоверности полученных результатов и т.д.

Не менее сложным этапом при организации исследовательской деятельности – выбор темы исследования [4, с. 47-52]. Важно, чтобы тема исследования была интересна ученику и не была «навязана» учителем. При необходимости коррекцию темы исследования необходимо проводить аргументировано, опираясь как на особенности самого исследования, на наличие имеющегося оборудования, так и, что немало важно, на способности и возможности ученика и учителя.

Работы учащихся могут иметь широкий спектр деятельности: от несложных теоретических исследований  до научно-практических, в которых строятся графики и диаграммы, характеризующие физические процессы и явления.  Результатом исследования могут стать выведенные математические закономерности, рекомендации к их применению, либо готовый продукт (прототип промышленного изделия, прибор, компьютерная модель или программа)

Необходимо знать и помнить, что исследовательская деятельность учащихся подразумевает ознакомление учащихся с  методами выполнения исследовательских работ, сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат и может обладать новизной только для данного исследователя.

Очередной этап – разработка плана исследования, в соответствии с основными этапами исследовательской деятельности [2, с. 48-55].

Работа должна быть выполнена к определенному моменту времени. Поэтому юному исследователю, при помощи педагога, нужно составить график работы над проектом, в котором должны быть отражены следующие этапы:

- постановка цели и конкретных задач исследования;

- выдвижение гипотезы;

- сбор информации, анализ имеющейся литературы;

- подбор или создание экспериментально оборудования;

- проведение эксперимента;

- анализ полученных результатов;

- формулировка выводов;

- оформление работы (согласно положению о конкурсе либо на основе общепринятого оформления научных работ) [7, с. 49-57].

Следующий этап - участие в конкурсах. Хотелось бы обратить внимание на то, что в понимании детей любая работа является «серьёзной»,

поэтому задача педагога – найти или создать для данной работы конкурс, в котором она примет участие и займет «достойное место».

Участие в публичном выступлении требует от учащихся постижения основ ораторского искусства, умений выслушать оппонента и отстоять собственную точку зрения. Для развития этих качеств с авторами работ, в рамках работы клуба, проводится ряд специальных занятий, на которых они защищают свои проекты [6, с. 47-55].

Проект «Клуб юных физиков» апробирован в лицее БРУ в 2008-2010 годах и успешно реализуется по настоящее время. Анализ результатов апробации проекта «Клуб юных физиков» в лицее БРУ позволяет сделать вывод о том, что активизация научно-исследовательской и внеклассной деятельности учащихся способствует повышению качества знаний учащихся по физике и астрономии.

Данный педагогический проект может быть реализован в любом общеобразовательном учреждении на средней и старшей ступенях обучения. Кроме того, его реализация возможна в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования.

Литература

1. Науч. методический журнал для учителей физики, астрономии и естествознания – 2013. – № 10. 262

2.Гусев, С.В. Организация исследовательской деятельности. Структура исследования  / С.В. Гусев, А.Э. Плетнев, А.Г. Сугакевич // Серыя «У дапамогу педагогу»  – 2013. – № 3. – С. 48 – 55.

3.Плетнев, А.Э. Клуб юных физиков. Из опыта работы с одаренными детьми в лицее ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» / А.Э. Плетнев, С.В. Гусев  – Могилев: УО «МГОИРО», 2010. – 57 с.

4. Плетнев, А.Э. Организация исследовательской деятельности. Выбор темы исследования  / А.Э. Плетнев, С. В. Гусев, А.Г. Сугакевич // Фiзiка. Серыя «У дапамогу педагогу»  – 2013. – № 2. – С. 47 – 49.

5. Плетнев, А.Э. Педагогический проект «Клуб юных физиков» / А.Э. Плетнев, С.В. Гусев, А.Г. Сугакевич // Фізіка: праблемы выкладання. Серыя «У дапамогу педагогу»  – 2011. – № 2. – С. 43 – 49.

6. Сугакевич, А.Г. Организация исследовательской деятельности. Подготовка работ к представлению на конкурсах и конференциях / А.Г. Сугакевич, А.Э. Плетнев, С.В. Гусев // Фізіка. Серыя «У дапамогу педагогу»  – 2013. - № 4. – С. 47 – 55.

7. Гусев, С.В. Организация исследовательской деятельности: подготовка электронной презентации и стенда / С.В. Гусев, А.Г. Сугакевич, А.Э. Плетнев // Фізіка. Серыя «У дапамогу педагогу»  – 2013. – № 5. – С. 49 – 57.

26.05.2014, 21:58
Рейтинг: 4.8/5
Просмотров: 629 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/5 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar