Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

Кобылянец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа №22 г.Могилева»

    Исследовательский метод обучения – это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

     Овладение учащимися начальных классов самостоятельной исследовательской деятельностью должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы.

     Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы – важный и очень ответственный момент.

                         Правила выбора темы:

 1. Тема должна быть интересна ребёнку

     Я предлагаю тему исследования ребёнку, хорошо представляю направление поиска и проблему, которую мы будем решать. От того, как правильно выбрана тема, зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребёнку и при этом нести в себе познавательный заряд.  Исследовательская работа будет эффективна, если тема не навязана ребёнку. В моём классе детей волнуют проблемы экологии, здоровья, взаимоотношений между детьми и взрослого, космоса, математики.

2. Тема должна быть выполнима

     Я подвожу ребёнка к той идее, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскрывает лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без её решения работа теряет смысл.

3.Тема должна быть оригинальной

     В ней должен присутствовать элемент неожиданности, необычности. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные, объекты отличает творчески развитого человека.

4. Тема должна  быть такой, чтобы работа могла  быть выполнена относительно быстро

     Часто приходится наблюдать, что увлечённо начатая работа так и остаётся незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно. Поэтому, мне приходится, чтобы первые исследовательск4ие опыты не требовали длительного времени.

5. Тема должна быть доступной

     Проблема, которую я подбираю должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не сколько выбора проблемы, сколько уровня её подачи. Хотя одна и та же проблема может решаться в ходе исследования практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

      Исследовательская деятельность младших школьников разнообразна по своей сути. Поэтому мне, как учителю важно знать и уметь определять типы и виды  исследований учащихся начальных классов.

                       Проблемно-реферативные

     Дети пишут творческие работы на основе нескольких источников. Я сопоставляю данные и на основе этого выявляю собственную трактовку поставленной проблемы.

                       Экспериментальные

    Дети пишут творческие работы, созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Дети рисуют рисунки, фотографируют, предполагают самостоятельную трактовку результата.

                          Натуралистические и описательные

    Дети пишут творческие работы после наблюдения какого-либо явления. Эти работы могут иметь элементы научной новизны. Одной из разновидностей таких работ, являются работы натуралистической направленности или работы экологической направленности.

                             Исследовательские

     Дети пишут творческие работы, выполняют их пользуясь научными источниками. Делают выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределённость результата.

      Работа над проектом стимулирует истинное умение самих учеников, потому что она:

- личностно ориентирована;

-предполагает использование множества дидактических подходов;

- мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечение в работу по мере её выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам. 

      Школьная практика показала, что в работе над исследованиями нет неуспевающих детей. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе.

      В нашей школе создана нормативная база организации учебно-исследовательской работы, направленная на развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся начальных классов. Созданы материалы, которые помогут учителям в развитии исследовательских способностей у детей младшего школьного возраста. Спланирована работа с учащимися

выполняющими исследовательские работы. Для организации методической поддержки учителей начальных классов разработан план работы МО по вопросу «Организация исследовательской деятельности младших школьников».

26.05.2014, 21:43
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 808 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar