Использование кейс - метода в исследовательских работах по географии
Раздел: Педагогу // Категория: Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

                                                       Р.А. Клинцова, учитель географии

                                               ГУО «Средняя школа №40 г.Могилёва»

Среди школьных предметов география имеет исключительно большие возможности для организации исследовательской работы, целью которой всегда является самостоятельное получение нового знания об окружающем мире, чем и отличается от обычной учебной деятельности.

  Среди ключевых компетенций я особо выделяю исследовательскую, т.к. она способствует овладению  креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. У учащихся  формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее в информационном пространстве.

Привлечение к исследовательской деятельности учащихся - одна из главных целей образовательно-воспитательного процесса в условиях перехода к компетентностно  ориентированному образованию. Исследовательская компетентность показывает уровень развития мыслительных процессов и исследовательскую активность.

Ученик, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает универсальность и надпредметность исследовательской компетентности.

Как показывает практика,  опыт творческой деятельности  может накапливаться при условии  включения учащихся  в исследовательскую деятельность, которая является способом освоения действительности и средством организации учебного процесса. Это  и обусловило необходимость моего перехода от позиции «знаю свой предмет и излагаю его ясно», к позиции «знаю свой предмет и умею его средствами создать условия для развития своих  учеников».

Для органичного включения исследовательской деятельности в общую систему работы я активно использую технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, уделяю внимание рефлексивной деятельности. Данные технологии связывают общие идеи, они дополняют друг друга. Именно сочетание и использование разнообразных технологий позволяют на уроке подготовить обучающихся к исследовательской  деятельности. В моей педагогической практике выстроилась система, которая позволяет реализовать поставленные задачи, комплексно используя возможности технологий и методов. Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.  Поэтому под исследовательской компетентностью я подразумеваю творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

 Изучение географии  создает все необходимые условия для развития исследовательской компетентности через решение  проблемных и творческих задач, решение которых предполагает не только нахождение новых  знаний о природе, населении и хозяйстве, но и новых путей поисков этих знаний.

Исследовательские задачи творческого уровня  стимулирует учащихся на рефлексивное восприятие всего учебного  материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Учащиеся осваивают эвристический метод получения знаний, становятся субъектами, обладающими исследовательской компетентностью.

При разработке таких задач полезно учитывать два основания  для их конструирования. Одно из них – доступные учащимся проблемы науки, другое – используемые этой наукой методы исследования.

На этапе формирования исследовательской  компетентности возникают новые функции педагога:

  • выявление осознанных и неосознанных стремлений учащихся к исследовательской деятельности;
  • диагностика индивидуальных особенностей личности;
  • выбор творческой деятельности;
  • разработка индивидуальной стратегии исследования;
  • формирование и развитие устойчивой мотивации к исследованиям.

Формы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность могут быть очень разнообразными.

 Для более прочного усвоения материала и создания условий для самостоятельной работы, я обязательно предлагаю учащимся   исследовательскую работу по краеведению. Это позволяет  работать не только на конструктивном, но и на творческом уровне, расширяет границы изучаемого материала, увеличивает время общения учителя и учащихся.

Часто в условиях конкурсов исследовательских работ учащихся можно встретить требования практической значимости исследования (например, природоохранный эффект).  На мой взгляд, такая деятельность должна также преследовать иные цели (сами по себе не менее значимые) - социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. И я как руководитель детской исследовательской работы должна отдавать себе отчет в смещении целей исследования на осмысление реальной жизненной ситуации. Помимо новых знаний, целью исследований  являются поиск новых методов и способов деятельности. Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс – метод, который активно использую как исследовательскую методику.

Ничто не делает географию живой так, как метод кейсов. Именно работа с конкретной ситуацией на основе регионального компонента позволяет найти географическое решение кейса. Ведь кейс, по сути – это описание реальной ситуации. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Грамотно изготовленный кейс привязывает учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться в ходе исследования на практике. Материалами для создания кейса служат проблемные ситуации, интересные факты, литературные и научные источники.

В прошлом учебном году мы исследовали проблему исчезновения белки обыкновенной из лесного массива, примыкающего непосредственно к нашей школе. Нами был в письменной форме составлен кейс,  который включал следующие разделы  исследования: критическое осмысление информации; вычленение проблемы исчезновения белки из лесного биоценоза; анализ, негативного антропогенного воздействия человека на лесной массив, ориентируемый на выявление причин исчезновения белки, поиск идей, направленных на решение проблемы;  выработка алгоритма действий по выявлению причин исчезновения. Кейс  содержал список литературы, характеризующий условия обитания белки в схожей среде обитания,  и вопросы, которые стимулировали реальный выход из создавшейся ситуации. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе,  являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации».

Важной особенностью кейса «Выявление причин исчезновения белки» является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения.

Метод моделирования позволил построить модель следующей ситуации: 1.Существует опасность растерять всё природное богатство лесного массива;

2. экологическая ситуация в микрорайоне ухудшилась в связи с исчезновением белки из леса.

Метод  системного представления и анализ ситуации позволил определить следующие задачи исследования:

  • познакомиться с научной литературой  и информаций Интернет-ресурсов по данной теме;
  • освоить методики наблюдения за жизнью  белки; определить динамику численности и направление миграций лесной белки;
  • провести опрос, который позволит выяснить мнение жителей микрорайона о существовании белок в лесном массиве;
  • предложить мероприятия по безопасному проживанию белки в лесном массиве.

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования позволил определить алгоритм исследования (метод мысленного эксперимента):

  • выявление условий пропитания белки в нашем лесу;
  • определение динамики численности белки;
  • выявление причин исчезновения белки из лесного массива.

В ходе исследования был описан лес как биоценоз и дана характеристика бели обыкновенной (описательный метод), создана упорядочная характеристика объекта и проблемной ситуации, лежащей в её основе (метод классификации).

Генерирование идей относительно ситуации осуществлялось через выдвинутые гипотезы (мозговая атака).

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения осуществлялся в ходе опроса общественного мнения по проблеме исчезновения белки(дискуссия).

Вывод очевиден, кейс-метод имеет обучающую функцию научного исследования и прекрасно базируется на  местном материале. Вариантов  организации работы с кейсом очень много, что даёт возможность для творчества и учителя и ученика. Максимально обобщённую модель, по которой может быть организована работа кейса, включает следующие этапы:

  • Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа:  формирование мотивации к совместной деятельности.
  • Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа организация деятельности по решению проблемы.
  • Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.  

Широкие образовательные возможности кейс-стади в исследовательской  деятельности учащихся дают многообразие результатов от появления опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решении проблем до  создания авторского продукта.

Исследовательская деятельность находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную задачу, ученики сами намечают план поиска, строят предположения, определяют способ её проверки. Проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, обобщают, доказывают, делают выводы, пишут творческие работы и эссе. 

Главным результатом реализации исследовательской деятельности являются итоговые творческие работы учащихся, завершающие исследования. Как правило, ребята выступают на конференциях и участвуют в различных конкурсах исследовательских работ.

И не устаёшь удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне и внешне. 

 

 

26.05.2014, 21:46
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 1952 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar