Использование интерактивных методов для повышения познавательной активности учащихся на уроках истории и обществоведения
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Дудко Галина Васильевна

учитель истории и обществоведения

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 15 г. Могилёва»

     Целями образования, на современном этапе, являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося [5, с.26-28].  Современному обществу нужны образованные, способные к сотрудничеству, нравственные, креативные  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому в современном образовании  много внимания уделяется работе с одаренными детьми. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач  образования. 

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. [5, с. 53].   Наиболее эффективно распознать одаренного ребенка и работать с ним помогают методические новации и инновации, связанные с реализацией  интерактивного обучения, поскольку именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями.

Данный подход в обучении основывается не только на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни. Опыт преподавательской деятельности показывает, что обучение  бывает эффективным, если:  учащиеся активно включаются в учебное взаимодействие; получают возможность реализации собственного потенциала, не боятся выражать себя; участвуют в процедурах само- и взаимооценки, рефлексии собственных затруднений, коллективной экспертизы; получают дидактическое право «на ошибку». Вышеуказанные условия организации дидактического процесса соблюдаются при использовании интерактивного обучения, основанного на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Работа с одаренными детьми происходит как в урочной деятельности, так и во внеурочной (факультативы, стимулирующие занятия, исследования). С помощью интерактивных технологий ученики могут работать коллективно и индивидуально, а учитель – применять творческие подходы к обучению.

Я использую интерактивные задания, на разных этапах урока. В начале урока хорошо работает постановка вопросов, на первый взгляд, не связанных с темой. Например, при изучении темы «Эпоха Петра Великого» на вопрос: «Как вы понимаете выражение – «Большое видится на расстоянии»» учащиеся отвечают, опираясь на обыденный опыт, а я их подвожу к теме и цели урока. Урок «Культура общения» в 9 классе я начинаю с нестандартного поведения, используя сленг подростка. Для закрепления понятийного аппарата использую задание «Повторяем хором». Учащиеся хором повторяют новые слова и понятия из темы, предполагают их значение. Таким образом, они  пополняют свой словарный запас и учатся грамотной речи, усваивают новые понятия.

При изучении темы  «Формирование белорусской народности» по истории Беларуси в 7 классе, в начале урока я использую метод «Картинки» [1, с. 35].  Данный метод можно использовать не только в начале урока, но и при закреплении изученного материала, на стадии рефлексии. К уроку необходимо подготовить набор картинок, которые соответствуют материалу, изучаемому на уроке: изображение крестьянского дома, сельскохозяйственных животных, орудий труда,  продуктов ткачества,  изображения празднования Коляд, Масленицы, и др. Количество картинок должно быть  больше, чем учащихся в классе. Каждому учащемуся предлагается выбрать любую из картинок и объяснить свой выбор. Этот метод не только облегчает процесс усвоения учебного материала, но и способствует созданию состояния эмоциональной сопричастности к обсуждаемым проблемам.

Метод ассоциаций  целесообразно использовать как в начале занятия, так и при закреплении материала. При изучении реформы П.А. Столыпина в 9 классе используется задание:

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

  1. Тихая революция

А.Реформа Столыпина.

  1. Один в поле не воин

Б. Реформатор – одиночка.

  1. Ломать - не строить

В. Разрушение общины.

  1. Лягушки – путешественницы

Г. Переселенческая политика.

 

Одаренные ребята самостоятельно придумывают ассоциативные  ряды. Задание развивает творческое мышление и активизирует мыслительную деятельность.

Метод «Мозаика» [1, с. 74] хорошо использовать при изучении нового материала. Он предполагает самостоятельную работу учащихся с текстом, что способствует не только усвоению новых знаний, но и создаёт условия для развития индивидуальной ответственности каждого ученика за порученный участок работы. Учащиеся делятся на группы, текст разбивается на части.  Каждая группа работает над одной из частей. Все учащиеся данной группы становятся экспертами изученного ими материала. Далее каждая группа на ватманах отражает свой текст в рисунках и символах, представляет работу классу и излагает материал, опираясь на рисунок. Далее организуется беседа, где выясняется степень усвоения материала. Учащиеся приобретают навыки образного мышления, развивают творческие способности, активизируют все виды памяти.

Игра стимулирует активное участие учеников в учебном процессе и вовлекает даже пассивных. Например: изучая деятельность Петра I (8 класс, всемирная история) я использую прием – «диалог с веком». Класс делится на потомков и современников великого реформатора. Перед учащимися в начале урока выступают «представители петровской эпохи»: царь, купцы, барышни, нововыдвиженцы, простой люд, житель города Могилева начала XVIII в. Учащиеся в течение урока должны дать оценку деятельности Петра Великого.

Метод «Три вопроса» позволяет  учащимся установить собственные содержательные ориентиры, активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет кругозор. Доска делится на 2 части: «Есть вопрос» и «Ответ получен». В начале работы учащиеся получают по 3 карточки, на которых формулируют свои вопросы и прикрепляют на первую часть стенда. Если в ходе занятия учащийся получает ответы на свои вопросы – карточка перемещается на вторую половину стенда. При наличии полного ответа на вопрос учащийся может снять карточку со стенда вообще.

При исследовательском методе от учащихся требуется максимум самостоятельности. Выдвигается проблема, ребята получают опережающее задание: подготовить материал, с опорой на краеведение. После всесторонне рассмотреть, поставленную проблему  и предложить пути решения. Формы представления ребята выбирают сами. Учитель лишь координирует деятельность. Для усиления эффекта можно использовать ролевое деление по группам. Одаренные дети являются инициаторами авторских работ.

Интерактивную  игру  «Интеллектуальный покер» я использую при закреплении знаний.  Ученик дает согласие на ответ, не зная вопроса. Если правильно ответил – 1 балл, то следующий вопрос (при правильном ответе) принесет 2 балла, а при неправильном – все сгорает и переходит ход к следующему участнику.

При «Интеллектуальном футболе » формируются 2 группы (минимум по 3 человека). Каждая группа придумывает вопросы и по очереди , перебрасывая мяч задают их друг другу. Вначале на вопрос отвечает защитник, потом нападающий, далее вратарь. Если вратарь не ответил, то команда получает гол.

На стадии рефлексии можно использовать метод «Надпись на майке». Из листа А-4 вырезается майка и ученики в команде или индивидуально украшают ее, составляют слоган вывод по теме занятии  или же эмоциональное отношение к занятию.

Большой интерес и у учащихся вызывает использование  интерактивных заданий,  разработанных с помощью сервиса Web 2.0 Learningapps. Это такие задания как: кроссворд, пазлы, игра «Кто хочет стать миллионером?»,  викторина. Интерактивные задания on-line, дают возможность многосторонней и комплексной подготовки учащихся. Большим преимуществом является то,  что они способствуют исключению однообразия.  Для проведения уроков с интерактивными заданиями сервиса Web 2.0 Learningapps я использую интерактивную доску, что позволяет  повышать активность учащихся. Это немногое из того, что я применяю в педагогической деятельности. Для одаренных детей надо использовать нестандартные задания.

Особенно важно одаренным детям активизировать мыслительные процессы. Есть группа упражнений асинхронной гимнастики. Вот некоторые из них; упражнение "Зазеркальное рисование"- на листе чистой бумаги одновременно обеими руками рисуем зеркально-симметричные рисунки или буквы; упражнение «Обезьянка» - почесать голову левой рукой правую сторону, а правой левую; «Ленивая восьмерка»- знак бесконечности рисовать двумя руками и следить глазами. Сначала одной рукой, потом второй  и далее двумя.

Использование интерактивных методов привело к положительной динамике успеваемости и результативности участия учащихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня.

Увеличилась результативность участия учащихся в предметных олимпиадах. За два последних года это 6 дипломов II этапа республиканской олимпиады 1, 2, 3 степеней, 7 дипломов  районной олимпиады. Трое  учащихся принимали участие в III этапе республиканской олимпиады по обществоведению. Их результативность --  51% и 53% выполнения задания.

Мои ученики занимают призовые места в краеведческих конкурсах: 2011/2012 - 2е место в конкурсе, посвященном Великой Отечественной войне; 2011/2013 - Гран-при в 2-х годичном конкурсе «Могилев – город - легенда, город – славы и надежды». Исследовательская работа «Белорусская православная церковь в годы Великой Отечественной войны» была представлена на  XI республиканских Свято-Евфрасиньевских педагогических чтениях.

Выбирайте необычные вопросы, составляйте творческие задания, меняйтесь с учащимися ролями, взаимодействуйте, сотрудничайте. И результат будет замечательным.

 

Список литературы

  1. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике: Пособие для педагогов/С. С. Кашлев. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 175 с.
  2. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  3. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
  4. Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии:учеб.пособие/Е. И. Снопкова. – Изд. 2-е, испр. – Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2013. – 416 с.
  5. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения/ А.В.Хуторской. – Спб.: Питер, 2004. – 541 с.

 

26.05.2014, 21:52
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 1206 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar