Формирование познавательной активности, исследовательских и проектных компетенций учащихся на уроках истории, обществоведения и ....
Раздел: Педагогу  //  КатегорияИсследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Оксана Леонидовна Бурачевская, учитель истории и обществоведения, 

первая квалификационная категория, ГУО «Средняя школа № 40 г.Могилева»

          Сегодня важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации. Это все невозможно без формирования исследовательских навыков и компетенций        учащихся [4,c.22 ].     

           Мириманова М.С., кандидат психологических наук, считает, что исследовательская деятельность одно из средств «воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию.Она не только «формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности», но и «создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия….[1,c.8]. То, что нам удается добыть самим своей головой и своими  руками, всегда приносит какой-то конкретный результат,  и индивидуальное развитие».

Основными целями  исследовательского метода обучения являются:

- Научить учащихся самостоятельно достигать поставленных целей и предвидеть проблемы, которые могут возникнуть на пути их достижения;

- Формировать у учащихся умение работать с различными источниками информации,  проводить исследования,  транслировать полученные знания и опыт; прививать навыки делового общения в группе [8,c.117].

Формирование познавательной активности, исследовательских и проектных  компетенций учащихся на уроках истории и обществоведения

            Любая исследовательская работа должна способствовать: а)мотивации учащихся к проведению исследований; б) выработке умений и навыков групповой работы; самостоятельно обобщать материал и делать выводы; в) мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных  фактов, событий, явлений [9,c.51 ].

Основные задачи исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения:

1) расширить и углубить знания  по учебным предметам;

2) привить школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;

3) развивать коммуникативные качества личности школьников;

4) находить и анализировать информацию из различных источников;

5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты [7,c.145];

6) помочь учащимся определиться с выбором профессии, подготовить  к    успешной сдаче экзамена по истории для дальнейшего поступления в ВУЗ.

         В организации исследовательской деятельности на уроках можно  выделить следующие этапы:

        1. Использование различных способов диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; беседы; наблюдение и анализ [5,c.220].

        2.Развитие интереса к предмету, творческих способностей, навыков самообразования через участие в проектной деятельности. Так, например, учащимися 9 класса разработан проект «Отечественная война 1812 года: взгляд из будущего», в котором были представлены авторские статьи, стихи, рисунки, тесты и кроссворды учащихся. Форма представления и защиты проектов может быть различной: полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад, стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций).

           Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию является изучение семейных архивов и составление родословной. Занимаясь исследованием истории своей семьи, у учащихся формируется устойчивый интерес к  изучению истории малой  Родины, что способствует гражданско-патриотическому воспитанию. Большое значение для формирования интереса к предмету  также имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в различных сферах  деятельности [3,c.176].

       3. Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

           В каждом классе несколько уроков обобщения целесообразно  проводить в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар и т.д. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, интернет – сайтов [2,c.50]. Учащимся в начале  учебного года предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему исследования, над которой они будут работать и в дальнейшем выступать перед одноклассниками. Например, в 5 классе, при изучении темы «Искусство Древнего Египта» ученики получают опережающее задание по 3 группам: подготовить мини - исследование по темам: «Пирамиды», «Живопись», «Храмы», а одному ученику по его желанию приготовить выступление по теме «Гробница Тутанхамона». При выполнении такого рода заданий ученики проявляют самостоятельность при выборе источников информации, формы презентации своего выступления. Такие уроки очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах уроки провожу в форме семинара, где идет обсуждение разных точек зрения, проблемных вопросов, что позволяет проявить  исследовательские умения и навыкиучащихся. Например, в 9 классе, изучая тему«Первая мировая война», класс делится на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Тройственного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы «Была ли неизбежна мировая война?», «Почему война стала мировой?», Каковы главные итоги и уроки войны?» и т.д., выступить со своими предложениями о заключения мира и др. На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского и  дали им собственную оценку.

Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность. Вызывает интерес и активизирует познавательную активность учащихся  такая нетрадиционная форма урока, как урок- суд над знаменитыми историческими деятелями: «Иван Грозный – гений или злодей?», «Петр I - великий реформатор или тиран?» «Александр II – реформатор или реакционер?».

           Результатом проведения таких уроков являются устойчивый интерес к истории, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, умение составлять  план исследования, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, умение участвовать в обсуждении проблемы и высказывать свое собственное мнение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций [7,c.145 ].

Формирование исследовательских компетенций во внеурочной деятельности

           В нашей школе на протяжении ряда лет функционирует школьное научное  общество учеников и учителей «Интеллект». Особенностью  работы является то, что она содействует не только интеллектуальному, но и духовно – нравственному, патриотическому воспитанию.

Основными задачами деятельности нашего общества являются:       

1.Выявление интересов и склонностей учащихся к научно – исследовательской деятельности; 

2. Содействие эффективности  профессиональной ориентации выпускников на основе тестирования, индивидуальных собеседований и практической деятельности учащихся; 3.Разработка и реализация программ поддержки и развития одаренных учащихся; 4.Подготовка и участие в олимпиадах по различным областям  знаний, конференциях, конкурсах; 5. Повышение социального статуса знаний.

             Основным структурным подразделением НОУУ являются творческие группы учащихся, которые  объединены  в секции  по предметам. Занятия в творческих  объединениях проводятся не реже двух раз в месяц. В обществе состоят 70 учащихся   5-11 классов.Сотрудничество учащихся и педагогов предполагает следующие формы работы: самостоятельные занятия с первоисточниками и справочной литературой; работа над темой  исследования под руководством научного руководителя.  Секционная работа включает в себя постановку и проведение  экспериментов, обсуждение рефератов и защиту научно- исследовательских работ;массовая работа в НОУУ - это общие собрания, конференции, конкурсы, олимпиады, экскурсии  в музеи  города.

           Учащиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью,  ежегодно становятся победителями на районных, городских и областных этапов республиканских олимпиад,  участвуют в конференциях и конкурсах различного уровня, успешно сдают экзаменыпо предметам.

В современном  обществе стала очевидной успешность и  востребованность человека эрудированного, умеющего доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Именно  поэтому сегодня так важно приобщать учащихся со школьной скамьи к исследовательской деятельности.     Сегодняшний  ученик - это завтрашний студент, а навыки, сформированные   в ходе занятия исследовательской деятельностью, помогут   нашим ученикам  в дальнейшем серьезно заниматься наукой в высших учебных заведениях, а кто- то возможно, проявив заинтересованность, свяжет свою  дальнейшую жизнь с наукой.   

 

Литература

1.Головко, О. Дорогой исследований / О. Головко // Учитель. – 2003. – № 1. – С. 7 – 9.

2.Демидова, Н. А. Организация исследовательской работы по истории / Н. А. Демидова // Народная асвета. – 2004. – № 9. – С. 48 – 52.

3.Исследовательская работа школьников / Сост. Н. С. Криволап. – Минск.: Красико - Принт, 2005. – 176 с.

4.Корнев, С. О творческой и исследовательской деятельности в обучении истории / С. Корнев // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2005. – № 3. – С. 21 – 23.

5.Москвина, А. В. Способен ли школьник сделать научное открытие? / А. В. Москвина // Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С. 219 – 228.

6. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / А.В. Леонтович. – // Завуч. – 2001. - № 1.

7.Демин, И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сб. / И.С. Демин. – Москва: Народное образование, 2001. - С. 145

8.Харитонов, Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сб. / Н.П. Харитонов. -  Москва: Народное образование, 2001. - С. 117-118

9. Фомина, Т.Ю. Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории / Т.Ю. Фомина  // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 5. – С. 45-53

26.05.2014, 19:15
Рейтинг: 0.0/0
Просмотров: 1552 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Добавил: a-pletnev
Всего комментариев: 0
avatar